16+
Суббота, 4 мая 2024
  • BRENT $ 82.78 / ₽ 7590
  • RTS1184.68
12 декабря 2023, 12:52 Компании

Станислав Иванов, ГБУ «Малый бизнес Москвы»: «Рассказать предпринимателям о мерах поддержки и помочь ими воспользоваться»

Лента новостей

Генеральный директор ГБУ «Малый бизнес Москвы» Станислав Иванов рассказал BFM.ru об актуальных мерах поддержки начинающих и опытных предпринимателей

Фото: пресс-служба

Консультации профессионалов, образовательные интенсивы, регулярная прокачка навыков — все это, по мнению эксперта, необходимо сегодня, чтобы построить успешный бизнес с нуля и развивать его затем многие годы.

Скажите, проект ГБУ «Малый бизнес Москвы» в первую очередь для начинающих или скорее для действующих предприятий?
Станислав Иванов: Наша аудитория — это и те, кто только задумываются о начале собственного бизнеса, делают первые шаги, и те, кто уже бизнес ведут, у кого за плечами имеются разные реализованные проекты. Для того чтобы обратиться к нам, нет разницы, новичок вы или ветеран малого бизнеса, но тот спектр вопросов, с которыми обращаются и те и другие, конечно, принципиально разный.
Основная функция, которую вы выполняете, — это предоставить людям информацию, научить их чему-то, например пользоваться государственными программами. Расскажите подробнее.
Станислав Иванов: Безусловно, одна из главных наших функций — рассказать предпринимателям о том, какие меры поддержки есть для них, и, соответственно, помочь ими воспользоваться. Если говорить о других функциях, то это помогать создавать бизнесы для тех, кто только думает о начале предпринимательской деятельности или уже принял решение, но ему нужно решить какие-то организационные моменты, например с подготовкой документов для регистрации.
А что более востребовано, онлайн-консультация или приход непосредственно в ваши центры?
Станислав Иванов: Еще лет пять назад подавляющее количество людей обращались к нам, приходя «ногами», сейчас большая часть — это онлайн-взаимодействие. Тем не менее наша офлайн-сеть все равно есть, и сейчас мы расположены в разных округах города Москвы. Более того, для того чтобы нашим клиентам было удобнее к нам обратиться, мы располагаемся во всех флагманских МФЦ. И те, кто хочет именно вживую пообщаться с нашими консультантами, могут это сделать.
Чем вы в первую очередь можете помочь тем, кто еще не имел своего дела, но у кого есть замысел и средства для того, чтобы открыть малое предприятие в какой бы то ни было сфере?
Станислав Иванов: Если говорить о тех, кто только начинает свой путь в качестве предпринимателя, то наиболее полной и полезной будет какая-то методическая помощь с точки зрения разъяснений всех аспектов. Это предпринимательская деятельность тех шагов, которые необходимо совершить, и их последовательность, ну и, конечно, тех инструментов, которые имеет смысл использовать для того, чтобы сэкономить время и деньги. Например, у нас есть онлайн-сервис, который называется «Бизнес-треки». Это пошаговые инструкции по 20 различным видам бизнеса, где шаг за шагом описано, что нужно делать для того, чтобы открыть кофейню, магазин или производство мебели. Эти треки структурированы, они разработаны вместе с экспертами в тех или иных видах деятельности. Они содержат не только какие-то методические материалы, ну и лайфхаки, которые совершенно неочевидны новичку.
От каких, например, ошибок эти инструкции могут уберечь?
Станислав Иванов: Это может уберечь от желания сфокусироваться не на том, на чем нужно. Это может быть полезно тем, кто хочет лучше просчитать экономику бизнеса, или тем, кто не очень понимает, какая целевая аудитория предназначена именно для их бизнеса.
Помимо таких справочно-информационных ответов на вопросы есть еще и очное обучение или онлайн-обучение. Насколько этот формат востребован?
Станислав Иванов: На вопрос, насколько наши клиенты хотят учиться, пусть отвечает статистика. Каждый год десятки тысяч предпринимателей, как действующих, так и будущих, приходят к нам для участия в различных образовательных программах. Это как широкий спектр курсов, связанных с прокачкой hard и soft skills в определенных направлениях бизнеса, так и программы, которые дают системный взгляд на то или иное бизнес-направление. Например, для начинающих предпринимателей у нас есть интенсив «Стартап-школа МБМ», который за пять дней дает основные аспекты предпринимательской деятельности для того, чтобы, открывая бизнес, предприниматель ничего не упустил из виду.
Но одно дело салон красоты открыть, а другое, скажем, ресторан. Есть ли какая-то отраслевая классификация на этих курсах?
Станислав Иванов: У «Стартап-школы МБМ», конечно, есть и отраслевые курсы, но большинство потоков кросс-отраслевые, поскольку основы предпринимательской деятельности плюс-минус одни и те же для любого вида бизнеса. Отраслевая же специфика имеет значение чуть позже. И здесь могут быть полезны наши программы наставничества, которые как раз носят отраслевой характер. Наставники этих программ являются экспертами в конкретном виде бизнеса и сопровождают предпринимателей, давая ценные советы с позиции своего опыта.
А опытные и успешные предприниматели с интересом откликаются на предложение провести такие семинары? Не опасаются ли они плодить конкурентов?
Станислав Иванов: Каждый месяц мы проводим десятки разных образовательных программ, и наши опытные предприниматели, эксперты в различных отраслях являются спикерами и преподавателями на этих программах. Более того, многие из тех, кто когда-то прошел наши программы, становятся спикерами и экспертами.
«Малый бизнес Москвы» как учреждение существует уже 11 лет. Какие изменения вы можете отметить, произошедшие за эти годы в общей регуляторной среде?
Станислав Иванов: За эти 11 лет малый бизнес вырос как сегмент, сегодня это примерно четверть экономики Москвы и одна треть занятых. Иными словами, каждый третий житель Москвы работает на предприятиях малого и среднего бизнеса. Количество субъектов предпринимательской деятельности тоже значительно выросло, и, соответственно, увеличилась конкуренция между ними. Если 11 лет назад основными вопросами были, как создать бизнес и как вести бухучет и кадровое делопроизводство, то сейчас на первый план выходят проблемы продвижения, позиционирования, уникальных торговых предложений, поскольку это вопрос конкурентоспособности и того, сможет ли предприниматель быть прибыльным или нет. Грубо говоря, фокус запросов сместился в сторону того, как найти своего покупателя, как продвигать товар, как выделяться.
Какие запросы были в топе за последние год-два?
Станислав Иванов: Исходя из нашей сферы деятельности, всегда в топе предоставление информации о тех или иных мерах поддержки, прежде всего финансовой, поскольку деньги и остальная поддержка, которая может быть оказана государством для предпринимателей, — это крайне важно и очень интересно.
Вы выше упомянули про бухучет. Помогаете ли вы найти проверенных партнеров, на которых можно было бы возложить часть бухгалтерских функций?
Станислав Иванов: Как раз этим партнером во многом можем быть именно мы, наши специалисты. Скоро начнется сезон активной сдачи отчетности, и все те, кто ведут бухгалтерский учет по упрощенной системе налогообложения, могут обратиться к нам: мы сделаем эту декларацию, и предприниматель не потратит ни копейки на отчет перед государством о том, как он провел этот год. Если говорить о каких-то правовых аспектах, то наши инструменты, такие как конструкторы правовых документов, всегда помогут составить корректный договор, а наши калькуляторы помогут посчитать экономику, различные бухгалтерские процессы и необходимые моменты по кадровому учету. Всеми этими инструментами может пользоваться любой предприниматель.
Вы говорили о том, что взаимодействие с контрольно-надзорными органами для предпринимателей всегда тонкая история, и любые инструменты всегда могут быть полезны и вызывают интерес. Как вы помогаете в этом направлении?
Станислав Иванов: Могу сказать, что у нас есть опыт взаимодействия с ОАТИ города Москвы (Объединение административно-технических инспекций. — Business FM), например по части размещения вывесок. Мы совместно с ними сделали сервис, где любой предприниматель у нас на сайте может узнать, не выявлено ли нарушение по установке их вывески. А если выявлено, то какие именно проблемы обнаружили инспекторы и как их решить, в какой срок, для того чтобы избежать демонтажа и других негативных последствий. Для тех, кто только планирует установить эту вывеску, всегда есть возможность проконсультироваться с нашими специалистами, чтобы установить ее правильно, а не попасть на потенциальное нарушение.
Что касается нового малого бизнеса, в каких отраслях больше всего возникает предприятий, какие тренды вы могли бы выделить?
Станислав Иванов: Отраслевая структура малого бизнеса кардинально не поменялась за последние годы, и большинство предприятий как создавались в областях торговли, общественного питания, бытовых услуг, так и продолжают создаваться. Другое дело, что в Москве всегда значимой частью бизнеса являлись производственные компании, компании, которые занимаются разработкой научно-технических решений, а также строительством. Кроме того, в последнее время довольно большое количество предпринимателей связывают деятельность с креативными индустриями. В Москве каждый год создаются более 100-150 тысяч новых компаний, и они имеют широкий спектр направлений деятельности.
Давайте поговорим про такое явление, как социальное предпринимательство, то есть создание тех бизнесов, в которых заинтересовано государство в лице местной власти.
Станислав Иванов: Для социальных предприятий существуют специальные программы образовательной поддержки, которые помогают понять, как правильнее вести бизнес, или как посчитать свой социальный эффект, или как упаковать бизнес-решение, чтобы его масштабировать. Есть программы финансовой поддержки — целевые гранты для предпринимателей, которые реализуют социальные проекты. В нашей части это информационный проект «Искренний бизнес» в составе нашего проекта «Малый бизнес — большие истории», где любое социальное предприятие может рассказать о себе. Мы окажем такому предпринимателю информационную поддержку, направив его историю для размещения в одно из средств массовой информации, от соцсетей нашего учреждения до уважаемых изданий федерального уровня. Более того, у нас на сайте есть «Витрина социальных предприятий города Москвы», где любое такое столичное предприятие может разместить информацию о себе и тем самым рассказать о себе как потенциальным партнерам, так и своим клиентам. Мне кажется, это один из наиболее интересных проектов, которые мы реализовали за последнее время. Мы давно слышали запрос от предпринимателей на продвижение. Продвижение их как предпринимателей, их бизнеса и донесение информации до потенциальных клиентов.
Какой бизнес может попасть под эту программу, какие критерии вы выдвигаете?
Станислав Иванов: Это и отнесение к определенным видам деятельности, это и наличие в штате какой-то доли людей с ограниченными возможностями. Критериев довольно много. По нашим оценкам, порядка 40 тысяч предпринимателей города Москвы в той или иной степени имеют право называть себя социальными и получать определенные льготы.
Насколько я знаю, существуют также специальные программы для женщин-предпринимателей. Расскажите, какие преимущества женщины, занимающиеся своим бизнесом, могут получать с вашей помощью?
Станислав Иванов: Женский бизнес — это отдельная история, поскольку вести бизнес, скажем, при наличии маленьких детей совсем нелегко. И для такой аудитории у нас есть различные программы. Это и «Мама-предприниматель», или, например, проект, который мы запустили в прошлом году, — «Мамы в бизнесе». Это образовательный интенсив, где женщины не только получают информацию о том, как вести бизнес, но и могут пообщаться между собой, обсудить разные нюансы. Также у них есть возможность посетить какой-то бизнес, который ведет такая же женщина и мама, как и они сами, и посмотреть, как это работает. Хочется отметить, что данный проект был высоко оценен министерством экономического развития.
Когда мы говорили о новых направлениях малого бизнеса в Москве, в частности, то вот что бросается в глаза — это огромное количество экскурсий. Я думаю, что это в большинстве случаев именно индивидуальные предприниматели или самозанятые. Они тоже могут воспользоваться какой-то помощью вашей организации и программы «Малый бизнес Москвы»?
Станислав Иванов: Наша аудитория — это и юрлица, и индивидуальные предприниматели, и самозанятые. Более того, это и те, кто только думает об открытии бизнеса, еще не имеют никакого статуса. Само наличие желания открыть свой бизнес или исследовать эту тему уже достаточно для того, чтобы стать нашим клиентом и обратиться за консультацией, пройти образовательный курс или воспользоваться сервисами. Иногда кажется, что самозанятым быть проще, потому что нет ни бухучета, ни проверок, но и им есть за чем к нам обращаться. Например, самозанятому редко нужен большой офис, скорее требуется рабочее место с возможностью распечатать документы или провести переговоры. И у нас есть сеть коворкинг-центров (на данный момент их четыре), где любой самозанятый может всегда получить рабочее место с тем или иным перечнем услуг.
Это все бесплатно?
Станислав Иванов: Для наших клиентов бесплатно, да.
Что является «пропуском»?
Станислав Иванов: Пропуском является либо наличие самозанятости, либо статус субъекта малого предпринимательства в лице юрлица, либо статус ИП.
А кто-нибудь проверяет, что я там пришел печатать, чем пришел заниматься?
Станислав Иванов: Есть разумные ограничения всех процессов, но, как правило, они достаточны для того, чтобы рабочая документация всегда могла быть напечатана или сделана из них копия. Коворкинг — это рабочее место, это интернет, это возможность распечатать документы и воспользоваться переговорной комнатой для того, чтобы провести встречу с партнером или клиентом. Заявка подается на нашем сайте буквально за несколько минут, и уже на следующий день вы сможете стать резидентом нашего коворкинга. Еще один плюс, что наши коворкинг-центры, находятся в центрах услуг для бизнеса, где есть консультанты, которые всегда могут рассказать о тех мерах поддержки, которые есть в городе для того, чтобы сделать бизнес проще и эффективнее.
Уверен, что за консультациями все-таки к вам в основном обращаются те, кто только создает свой бизнес. А что можно сказать о средней продолжительности жизни малого бизнеса в Москве?
Станислав Иванов: За консультациями обращаются и действующие предприниматели, просто перечень этих консультаций чуть другой. Для действующего предпринимателя уже не важны консультации о том, какую выбрать систему налогообложения, но, вполне возможно, будет полезна консультация об оформлении недвижимого имущества, о подборе госзакупок или об особенностях ведения проверок тем или иным контрольно-надзорным органом. А если говорить о продолжительности жизни, то сейчас это порядка семи лет. Но вся наша деятельность нацелена на то, чтобы предприниматели не только открывали свой бизнес, но и вели его как можно дольше, чтобы были эффективны и получали необходимую прибыль.
Для участия в госзакупках города Москвы ваши сервисы могут быть полезны?
Станислав Иванов: Безусловно. Это отдельный вид нашей консультации. Предприниматель может рассказать о том, в каких направлениях он ведет бизнес, и наши консультанты не только расскажут о принципах госзакупок, но и подберут конкретные процедуры, в которых он сможет поучаствовать.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию