16+
Понедельник, 29 апреля 2024
  • BRENT $ 88.48 / ₽ 8229
  • RTS1177.42
11 апреля 2024, 21:47 Право

Экспертиза из МГУ не помогла Аязу Шабутдинову выйти на волю

Лента новостей

Она была представлена на заседании суда, который оставил бизнес-тренера в СИЗО еще на два месяца. В ходе него стало известно, что блогеру добавили обвинение по новым эпизодам, которых теперь 73, а следствие намерено арестовать имущество фигуранта и его подельника на сумму более 100 млн рублей

Блогер и бизнес-тренер Аяз Шабутдинов, обвиняемый в мошенничестве в особо крупном размере.
Блогер и бизнес-тренер Аяз Шабутдинов, обвиняемый в мошенничестве в особо крупном размере. Фото: Александр Щербак/ТАСС

Таганский суд Москвы продлил еще на два месяца, до 16 июня, срок ареста бизнес-тренеру Аязу Шабутдинову, обвиняемому в хищениях средств студентов, проходивших его образовательные курсы. Защита просила соответствующее ходатайство следствия отклонить. Адвокат блогера настаивал, что в деле идет речь не о «вокзальном мошенничестве какого-то наперсточника», а о предпринимательской деятельности. Но аргументы следствия перевесили.

На заседание по продлению меры пресечения фигуранту, который числится замгендиректора ООО «Лайк центр» по IT-разработкам, приехала, как обычно, большая группа поддержки. Поскольку маленький зал суда вместил не всех, в соседнем организовали телетрансляцию.

Новые потерпевшие

Ходатайство о дальнейшем пребывании находящегося с осени 2023 года фигуранта в СИЗО следователь следственной части следственного управления УВД по ЦАО Москвы Евгений Кичкин зачитал скороговоркой.

Сообщив, что с момента последнего продления следователи допросили более 100 свидетелей, а также провели ряд обысков, он объявил, что Шабутдинову предъявлены обвинения по новым эпизодам и теперь их насчитывается 75.

При этом следствие ходатайствовало об аресте имущества фигуранта, а также имущества находящегося в розыске директора принадлежащего Шабутдинову «Like центра» Василия Алексеева на сумму свыше 100 млн рублей. Ранее, 4 апреля, стало известно об аресте счетов, автомобиля и другой собственности «бизнес-коуча», однако суммы не назывались.

32-летнего «бизнес-тренера» Аяза Шабутдинова арестовали 4 ноября 2023 года. Ему инкриминировали мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) при продаже курсов, тренингов и вебинаров, результатом которых должен был стать успешный бизнес и гарантированный сверхдоход для тех, кто их прошел. Первоначально потерпевшими по делу были признаны восемь человек. Эти люди, заплатившие за обучение от 100 тысяч до 1,9 млн рублей, обещанный результат не получили. Свою вину фигурант не признал.

Дальнейшее нахождение Шабутдинова в СИЗО следователь мотивировал, в частности, необходимостью допроса более полусотни свидетелей, среди которых имеются блогеры. Последние, по его словам, сотрудничали с АНО «ЦРП+» (эта организация продавала образовательные курсы Шабутдинова) и рекламировали курсы фигуранта, деятельность которого была изначально направлена на обман граждан и не являлась предпринимательской.

Раздельное проживание и «вывод активов»

Следователь утверждал, что освобождать подследственного нельзя. В противном случае он может скрыться от следствия и суда, а также уничтожить имеющие важное значение предметы и документы. Продолжая свою мысль, он пояснил, что по месту регистрации Шабутдинов не проживал, как и не жил он и вместе с семьей — гражданской супругой Лидией Муцольговой и двумя детьми, которых лишь «посещал». При этом представитель следствия зачем-то упомянул найденное при обысках соглашение о выплате алиментов, укорив Муцольгову в том, что она не пожелала объяснить обстоятельства заключения договора.

Он сообщил, что Шабутдинов, который имеет гражданство России и государства Сент-Люсия (Карибские острова) оказался еще и резидентом ОАЭ, о чем «в ходе допросов умолчал». Также следователь добавил, что обвиняемый имеет недвижимость в ОАЭ, где скрывается другой фигурант — Василий Алексеев.

В вину арестованному были поставлены открытые визы в США и Италию, а также обнаруженные при обысках банковские карты, «действующие на территории других государств». В завершение следователь заявил, что соучастники Шабутдинова принимают меры «по выводу активов с целью невозможности возмещения ущерба потерпевшим».

В этой связи Евгений Кичкин просил оставить фигуранта в СИЗО до 16 июня. Его просьбу поддержала прокурор.

«Опасный прецедент»

Взявший затем слово адвокат Дмитрий Григориади сразу поправил следователя, указав, что его подзащитному увеличили количество эпизодов не до 75, а до 73. Именно столько, по его словам, указано потерпевших в последнем постановлении о привлечении в качестве обвиняемого от 8 апреля.

Доводы своего оппонента он назвал не более чем предположениями, отметив, что за пять месяцев нахождения подзащитного в СИЗО защита видела следователя пару раз, когда тот появлялся, чтобы предъявить Шабутдинову обвинение в новой редакции.

По его словам, все это время фигурант сидит в камере площадью три на четыре метра, условия в которой можно сравнить с «пыточными», вместе с тремя сокамерниками.

Коснувшись фабулы обвинения, он заметил, что обвинение Шабутдинова сводится к тому, что «были нарушены высокие ожидания потерпевших», и посетовал, что это может стать опасным прецедентом не только для создателей бизнес-курсов, но также для «учителей балета, танцев, пения и иностранных языков» и других преподавателей.

При этом защитник в очередной раз отметил, что компания «Like центр» вела свою деятельность на основании лицензии министерства образования, а курсы Шабутдинова были одобрены Минэкономразвития. «Это не вокзальное мошенничество какого-то наперсточника, а компания, которая занимается законной предпринимательской деятельностью», — утверждал адвокат. Он сделал упор на то, что статья 108 Уголовно-процессуального кодекса запрещает заключать в СИЗО бизнесменов, обвиняемых в преступлениях в предпринимательской сфере.

Адвокат заверил, что в случае освобождения его подзащитный не скроется, и попросил освободить Шабутдинова под личное поручительство ряда бизнесменов, среди которых был предприниматель и правозащитник Александр Хуруджи, приехавший на процесс. Также в качестве альтернативы был предложен домашний арест.

«Мы готовы надеть браслеты на все — руки, ноги, шею, голову…» — в сердцах бросил Дмитрий Григориади.

Залог же, анонсированный перед заседанием другим адвокатом обвиняемого, Калоем Ахильговым, так и не был предложен. Ранее защита готова была внести за фигуранта 50 млн рублей.

Экспертиза из МГУ

Сам Аяз Шабутдинов также поддержал мысль, что обвиняется в преступлениях в предпринимательской сфере, и настаивал, что предъявленные претензии — это гражданско-правовые отношения.

Он отметил, что, пока сидел в СИЗО, за него вступился бизнес-омбудсмен Борис Титов, а экспертиза, которую провели в МГУ, не нашла в деле признаков мошенничества. Последнюю, как рассказал подследственный, провел ни много ни мало «руководитель кафедры уголовного права МГУ, заслуженный работник прокуратуры Павел Яни».

«Вы только вдумайтесь! Прочитайте, пожалуйста, уважаемая прокуратура. Нужно детально вцепиться в то, что мы представляем», — убеждал он своих оппонентов. Судью, если она все же продлит арест, Шабутдинов попросил уделить в постановлении «больше чем одну строчку» тому, почему его деятельность не является предпринимательской. «Я уверен, что нашлись бы и недовольные и обучением в МГУ» — такой аргумент также привел фигурант.

Однако судья Светлана Спицына, пробыв в совещательной комнате не больше 15 минут, оставила Шабутдинова в СИЗО еще на два месяца. Защита обжалует принятое решение в Мосгорсуде.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию