16+
Четверг, 18 декабря 2025
  • BRENT $ 60.39 / ₽ 4854
  • RTS1081.57
31 января 2025, 17:00 Политика

Мишустин потребовал от Киргизии прекратить давление на российский бизнес

Лента новостей

Премьер РФ заявил о «необоснованных претензиях» властей Киргизии к российским компаниям, которые «развивают экономику» республики. Ранее там заподозрили в неуплате налогов в особо крупном размере «Яндекс Такси»

Адылбек Касымалиев и Михаил Мишустин.
Адылбек Касымалиев и Михаил Мишустин. Фото: Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин встретился с киргизским премьером Адылбеком Касымалиевым. Мишустин заявил, что к Киргизии у российских властей «есть ряд вопросов, которые вызывают серьезную озабоченность».

В частности, отметил он, речь идет о «необоснованных претензиях и неправовых заявлениях представителей госорганов Киргизии высокого уровня в отношении добропорядочных, добросовестных российских компаний, которые развивают экономику Киргизии, создают новые рабочие места, входят в число крупнейших налогоплательщиков». К какому конкретно случаю относятся его замечания, российский премьер не уточнил.

В конце ноября Госкомитет нацбезопасности Киргизии сообщил, что компанию «Яндекс Такси» в стране подозревают в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере, в офисах компании прошли обыски. В «Яндексе» с этими претензиями не согласны.

Помимо этого, российский бизнес все чаще сталкивается с проблемами при попытке отправить платежи через киргизские банки, рассказывает финансовый директор группы компаний «Мастерпроф» Александра Цветкова:

Александра Цветкова финансовый директор группы компаний «Мастерпроф» «Мы взаимодействовали с киргизскими партнерами по помощи нам в оплате, проведении платежей на китайскую сторону. Они оказывали нам помощь и в валютном контроле, и непосредственно в самом движении денежных средств, это нам очень помогло в процессе. Когда все китайские банки массово начали прекращать получение денег из России, тогда нам очень помогали киргизские партнеры. Платежи проходили, проходили достаточно быстро — в течение трех-пяти рабочих дней платежи стали проходить. У нас был агентский договор, то есть все документы они предоставляли, наш валютный контроль тоже был полностью удовлетворен. В какой-то момент, не могу сказать точно период, когда это началось, мне кажется, ближе к осени, платежи от киргизских агентов стали увеличиваться по срокам до двух недель, какие-то платежи начали возвращаться из Китая в Киргизию. Выяснили, что администрация Киргизии, я так предполагаю, что это, видимо, был Центробанк, ужесточила некие требования. Мы можем только предполагать, потому что мы находимся в другой стране. По всей видимости, согласно информации СМИ, потоки через киргизские банки в адрес Китая были достаточно значительные, и, видимо, это привлекло внимание киргизского Центробанка, и они начали все эти процедуры ужесточать. Где-то сначала процентов 30 платежей стало возвращаться из Китая в Киргизию. Возврат денег шел около месяца, потом процент возврата стал расти и расти, сроки оплат стали возрастать, и, в общем, мы прекратили сотрудничество с подобными агентами».

Мишустин также заявил, что «факты противоправных, иногда вымогательских действий изложены в дипломатической ноте российского МИД». Киргизский премьер в ответ на это заявил, что будет разбираться в ситуации.

Трудности у российского бизнеса в последнее время возникают и в Казахстане, отмечает старший партнер компании «Оптималог» Георгий Властопуло:

Георгий ВластопулоГеоргий Властопуло генеральный директор компании «Оптималог» «Понятное дело, что после введения санкций и после, по сути дела, блокировки трансграничных платежей Киргизия выполняла роль некоего транзитного государства, которое осуществляло и организовывало транзит платежей через свои компании, закупая товары в том же Китае либо в каких-то других странах в пользу российских бенефициаров. И товары шли, минуя Киргизию, по так называемым схемам косвенного реэкспорта, а Киргизия выполняла роль закупщика либо роль платежного агента, когда платилось какому-то поставщику товара за российское юридическое лицо. Таким образом Киргизия работала на протяжении последних пары лет. Однако с каждым месяцем, с каждым определенным периодом законодательство ужесточалось ввиду давления западных администраций. Сначала Киргизия усложнила схемы взаиморасчетов, дальше было требование обязательного завоза товаров на территорию страны, выпуска там в свободное обращение и уже потом транспортировки в РФ. Еще в 2023 году Киргизия активно призывала российский бизнес открывать компании, мало того, мне было крайне удивительно слышать на Петербургском международном экономическом форуме от делегации из Киргизии следующее: приходите к нам, мы вам все откроем за пять минут, у нас везде двери открыты, мы за российский бизнес, мы вам организуем, главное — платите, главное — через нас все это организовывайте. Это было сказано достаточно открыто, достаточно публично, чем, естественно, они навлекли на себя гнев со стороны американских администраций, буквально через месяц к ним уже приехали проверки. Плюс ко всему не забываем еще один важный аспект: например, на территории Казахстана компании, открытые российскими резидентами, сейчас тоже испытывают сложности с точки зрения открытия счетов в банках, совершения трансграничных платежей и прочих операций, потому что проходят очень много процедур комплаенса. Это мы знаем на собственном опыте, потому что там у нас компании организованы, работают, то есть действительно сложно вести бизнес. Поэтому я думаю, что это тоже может быть одной из причин, почему господин премьер в достаточно жесткой форме прокомментировал ситуацию».

Кроме того, в сентябре Центробанк Киргизии запретил банкам страны проводить платежи за товары, которые следуют транзитом из одних стран в другие, минуя саму Киргизию.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию