16+
Пятница, 5 декабря 2025
  • BRENT $ 63.28 / ₽ 4871
  • RTS1089.59
30 мая 2025, 22:12 Компании

Бизнес обвиняет маркетплейсы в нечестной конкуренции и занижении цен

Лента новостей

С обличающими комментариями выступил глава DNS Дмитрий Алексеев. На претензии бизнесмена оперативно отреагировали в пресс-службе WB и объяснили, в чем, по мнению платформы, он не прав. Однако жалобы на то, что товары на маркетплейсах часто продаются по ценам ниже себестоимости, начинают приобретать уже системный характер

Фото: Zuma/ТАСС


Совладелец группы компаний DNS Дмитрий Алексеев обвинил селлеров маркетплейсов в том, что они уходят от налогов и продают контрафакт, а площадки, по мнению Алексеева, этому не противостоят.

К таким выводам Дмитрий Алексеев пришел, купив на WB брюки и кроссовки. Он выложил в своем канале фото чека, где у продавца ИНН состоял исключительно из нулей. Также Алексеев не увидел маркировки «Честный знак», из чего бизнесмен сделал вывод, что селлер продает контрафактный товар без маркировки и уплаты НДС, а WB этому потворствует.

В пресс-службе маркетплейса быстро пояснили, что по закону нули вместо ИНН используются в случаях, если продавец — зарубежная компания, и что налоги такой продавец платит в своей стране — опять же по закону. А еще — что товары, купленные для личных нужд у иностранных продавцов, не маркируются «Честным знаком». Тоже по закону.

Однако Алексеев далеко не первый, кто обвинил маркетплейсы и селлеров в нечестной игре. Ранее Ассоциация книгораспространителей обратилась в ФАС с жалобой на искусственное занижение цен онлайн-площадками. Разница в ценах между офлайном и онлайном в среднем составляет 30%, а во время акций может доходить до 50-70%, подтверждают «Бизнес FM» владельцы книжных магазинов. А производители и продавцы медицинской оптики заявляли, что маркетплейсы искусственно занижают цены на контактные линзы до уровня ниже себестоимости.

И этим список недовольных не ограничивается. Так как же товары, выложенные на маркетплейсах, могут стоить дешевле, чем те, что продавцы продают ретейлу оптом?
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров не видит в этом ничего удивительного:

Михаил Бурмистров Михаил Бурмистров генеральный директор «Infoline-аналитики» «Раньше такая же история была с торговыми сетями, когда многие игроки говорили: а как это так, почему я вижу в торговой сети продукт по цене, которая ниже, чем мне предлагает дистрибьютор? Например, какой-то локальный ретейлер сравнивал с ценой федеральной сети. И сейчас, если мы говорим про маркетплейсы, у нас возникает примерно такая же картина. Во-первых, это отдельный канал со своим ценообразованием. Потому что для крупнейших маркетплейсов и собственные продажи, когда они работают по договору купли-продажи, идут с наценкой существенно ниже, чем в ретейле. Во-вторых, при работе по договорам комиссии площадки много инвестируют в снижение цен. Кроме того, маркетплейс предоставляет производителям маркетинговые и рекламные услуги, селлерам — финансовые услуги. Это формирует для него отдельную доходную базу, связанную с клиентской аудиторией, посещаемостью и так далее. Доходность самого ретейлового бизнеса или платформы с комиссионной торговлей сейчас может не быть определяющей. Мы же не удивляемся, что, например, Ozon по объему рекламных доходов уже существенно опережает VK.com».

По словам эксперта, это дает маркетплейсам возможность дотировать снижение цен на отдельные товары — ниже себестоимости. Потому что в конечном счете они зарабатывают на общей корзине клиента за счет потока. А еще площадки могут компенсировать снижение цен не за свой счет, а за счет селлера, принудительно ставя его товары в акции с большими скидками. Это не нравится уже самим селлерам, но площадки таким грешат.

Ефим Алдухов, гендиректор консалтинговой компании GoOmni, приводит еще один вариант объяснения аномально низких цен на маркетплейсах:

Ефим Алдухов гендиректор консалтинговой компании GoOmni «На маркетплейсах крайне высокая конкуренция, и достаточно сложно вывести товар. Фактически, после того как товар оказался на складе маркетплейса, его вывод может стоить дороже, чем сам товар. Поэтому многие продавцы, у которых плохо идут продажи, начинают их активно распродавать, зачастую даже ниже закупочной стоимости — просто чтобы вернуть хоть какую-то часть денег. Плюс зарубежные продавцы, работающие на российских площадках, действительно не платят в России НДС, а Китай субсидирует своих экспортеров».

Совокупность этих факторов и объясняет столь низкие цены, говорят собеседники радиостанции. Но директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов добавляет, что в этом пазле не хватает еще пары деталей:

Антон Гуськов директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники «К сожалению, не предпринимается достаточно усилий, чтобы бороться с контрафактом, — чтобы убирать предпосылки для его распространения. Для решения проблемы мы предлагаем включить это в готовящийся законопроект о платформенной экономике. Ввести кабинет правообладателя, который мог бы оценивать товары на маркетплейсах и быстро принимать меры, если выявлен контрафакт. Потому что никто, кроме правообладателя, не может с точностью сказать, является ли товар подделкой. Это предложение уже направлено в правительство — создать кабинет правообладателя на маркетплейсах».

А еще не секрет, что многие по факту крупные компании дробили бизнес на небольшие ИП, чтобы, торгуя на маркетплейсах, уходить от налогов. Но недавно крупнейшие площадки (Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и другие) начали обмен данными с ФНС, и уже во второй половине прошлого года многие селлеры столкнулись с вызовами в налоговую и доначислениями из-за использования таких схем.

По словам экспертов, по мере того как такие лазейки будут закрываться, разрыв между ценами на маркетплейсах и в других каналах продаж постепенно будет сокращаться.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию