Почему Киев предложил вновь встретиться в Стамбуле? Комментарий Георгия Бовта
Украина предложила РФ провести новый раунд переговоров
Лента новостей
Cразу после второго раунда переговоров были предположения, что третий может состояться еще до конца июня, но этого не произошло. Возможно, сейчас Украине стало выгодно продемонстрировать Трампу, что она не отказывается от переговорного процесса, считает политолог

Украина предложила РФ провести новый раунд переговоров на наступающей неделе. Уже состоялось два раунда прямых переговоров между сторонами — 16 мая и 2 июня в Стамбуле. По итогам первого раунда были достигнуты договоренности каждой из сторон представить свое видение возможного прекращения огня, а также об обмене пленными по формуле «1000 на 1000», который состоялся 23-25 мая. В ходе второго раунда переговоров стороны достигли договоренности по гуманитарным вопросам. Она включала передачу Киеву тел погибших военнослужащих, репатриацию тяжелораненых и больных и обмен пленными в возрасте до 25 лет. Почему Киев сделал сейчас такое предложение?
Хотя сразу после второго раунда были предположения, что третий может состояться еще до конца июня, этого не произошло. С начала июня ситуация несколько изменилась. В том числе на Западе говорят о заметном усилении российского давления на фронте. Тогда как Киев наращивает удары дронами вглубь России, побочными результатами чего стали периодические коллапсы в аэропортах, а также массовые отключения мобильного интернета в регионах европейской части страны. Киев, похоже, делает ставку на дезорганизацию экономической жизни в России. Попутно в прессе прошли вбросы о том, что Украина может начать наносить удары уже дальнобойными ракетами по российским городам. Либо поставленными Западом, либо созданными при западном техническом содействии.
Российская сторона несколько раз напоминала, что ждет предложений от Киева по третьему раунду, однако эти напоминания повисали в воздухе. Еще 15 июля глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Москва предложила Киеву провести новый раунд с 22 июня, на что в Киеве ответили, что новых переговоров с Россией не будет до завершения обменов. Возможно, там ждали итогов саммита НАТО в середине прошлого месяца и новых сигналов из Вашингтона. Таковые последовали только 14 июля, когда Трамп отпустил 50 дней на достижение соглашения о прекращении огня, пригрозив Москве в противном случае жесткими санкциями. И теперь все гадают, насколько их применение реалистично.
Незадолго до «ультиматума» Трампа состоялась встреча Лаврова с госсекретарем США Марко Рубио, после которой появилась скупая информация о том, что на ней якобы обсудили некие новые идеи по мирному урегулированию. Никаких дополнительных утечек об их содержании не появилось. При этом Москва достаточно спокойно комментирует последние заявления Трампа. Как выразился пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, «урегулирование на Украине — длительный и непростой процесс, в Вашингтоне все больше это понимают». Он сказал, что «встреча Путина и Трампа необходима для фиксации итогов большой работы, но эта работа еще предстоит».
Похоже, встреча двух президентов отодвигается в неопределенность по мере того, как отношения Москвы и Вашингтона постепенно все сильнее осложняются из-за конфликта, а прежние робкие — и, скажем прямо, достаточно наивные — предположения о том, что у двусторонних российско-американских отношений есть некий потенциал вне контекста украинского урегулирования, развеялись. Такого потенциала нет. И даже переговоры по нормализации работы диппредставительств сейчас заморожены. Впрочем, последний разговор Путина и Трампа 3 июля, после которого президент США уже открыто заявил о недовольстве позицией Кремля, Песков назвал «прагматичным, деловым диалогом людей, которые стоят на своих позициях, но готовы слушать друг друга».
Возможно, одной из причин оттягивания нового раунда переговоров стала смена правительства Украины, которая породила неопределенность вокруг главы украинской делегации в Стамбуле Рустема Умерова. Вместо него пост министра обороны занял бывший премьер Денис Шмыгаль. Самого Умерова прочили послом в США, но Вашингтон не принял его кандидатуру. После чего Умерова назначили секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины, причем с напутствием Зеленского «активизировать переговорный трек». Что, в свою очередь, в Кремле назвали «позитивным сигналом». Состоялся телефонный разговор президентов Путина и Эрдогана. Подробностей, особенно в части обсуждения украинского кризиса, не последовало, помимо того, что Эрдоган выразил готовность вновь принять переговорщиков в Стамбуле.
Судя по сообщениям инсайдеров из Киева, на продолжении переговоров с Москвой настаивает именно Трамп, который хочет видеть хоть какой-то мирный процесс. В связи с чем еще недавние заявления из Киева о том, что там больше не видят смысла в стамбульском формате и считают его исчерпанным, прекратились как по команде. Теперь говорят об активизации «переговорного трека». При этом нет никаких признаков того, что переговорные позиции сторон как-либо смягчились в сторону компромисса.
Возможно, в Киеве почувствовали себя увереннее после объявления нового курса Трампа по поставкам оружия ВСУ за счет Европы и на фоне его декларируемой готовности ввести новые антироссийские санкции. Поэтому даже если Зеленский и не видит смысла в этих переговорах, он дает команду в них участвовать, чтобы не давать повода для обвинений в том, что это Киев срывает мирный процесс. Переговоры нужны Киеву прежде всего для того, чтобы вновь обратить внимание того же Трампа на, как считают на Украине и на Западе, нереалистичность завышенных требований Москвы.
Такая тактика является частью общего курса на улучшение отношений лидеров Украины и США. А то вдруг переменчивый Трамп снова передумает и вернется к давлению именно на Киев вместо Москвы. Пока же предварительно анонсированный третий раунд переговоров в Стамбуле не сулит прорывных сенсаций. Даже содержательную повестку угадать трудно, поскольку ряд гуманитарных вопросов уже были решены в ходе первых двух встреч, а представленные в ходе первого раунда меморандумы сторон в Москве и Киеве сочли неприемлемыми.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

























