«Ъ»: сервисы кикшеринга ведут двойную игру в отношении подростков на электросамокатах
Лента новостей
Самокаты в России запрещено сдавать в аренду несовершеннолетним, но «Коммерсантъ» обнаружил, что только в этом году операторы проката выявили 50 тысяч детских аккаунтов по всей стране, но блокировать их не стали

Обновлено в 17:00
Формально самокаты запрещено сдавать в аренду несовершеннолетним, но газета «Коммерсантъ» обнаружила внутреннюю статистику регионов. Из нее следует, что только в этом году операторы проката выявили 50 тысяч детских аккаунтов по всей стране, но блокировать их не стали. Собеседник издания в одном из сервисов говорит, что это обусловлено погоней за экономической выгодой и сложной проверкой самих фактов блокировки. Проблему подтвердили газете и региональные власти.
Председатель московского отделения межрегиональной общественной организации «КолеСИМ» Евгений Вжесневский говорит, что доля подростков от общего числа водителей стремится к статистической погрешности, но блокировать их аккаунты очень непросто:
Евгений Вжесневский председатель московского отделения межрегиональной общественной организации «КолеСИМ» «За 2025 год только в Москве было совершено уже более 35 млн поездок на шеринговых СИМ. И если учесть, что выявлено было лишь 50 тысяч поездок при участии несовершеннолетних, можно подсчитать, что это всего лишь 0,14% от общего числа поездок, что с точки зрения шеринговых компаний ничтожно. Как с этим бороться, сложно ответить, так как сейчас процветает торговля аккаунтами, где можно откатать пять поездок и купить новый аккаунт совершенно спокойно. Это доступно, около 200 рублей стоит, я в интернете сейчас посмотрел. Бороться с этим можно, только если действительно не давать поездки на неверифицированных аккаунтах, подвязывать «Госуслуги». А если будет замечено, что аккаунт передан в пользование несовершеннолетнему, то при блокировке таких аккаунтов кончатся недобросовестные владельцы этих аккаунтов, и это все сойдет на нет. Но это длительный процесс, который может занять годы».
Как утверждает источник «Ъ», лидером по числу смертей в результате ДТП с электросамокатами оказался Санкт-Петербург. Причем, по словам собеседника издания, «большинство этих случаев касаются именно несовершеннолетних».
Это не вполне соответствует цифрам, которые со ссылкой на ГИБДД публиковал «Т-Ж»: там утверждали, что на ДТП с несовершеннолетними приходится только четверть инцидентов с самокатами. Пресс-секретарь сервиса кикшеринга Whoosh Денис Балакирев тоже усомнился в достоверности подобной статистики:
Денис Балакиревпресс-секретарь сервиса кикшеринга Whoosh«Очень сложно комментировать данные от неназванного источника, но для нас совершенно очевидно, что указанные в материале цифры не соответствуют действительности. Сервисы активно работают с предотвращением нарушений возрастных ограничений, еще на этапе регистрации мы запрашиваем данные банковских ID. То есть буквально получаем от банка подтверждение возраста пользователя, который собирается зарегистрироваться у нас в сервисе. Ну и, кроме того, в Москве действует обязательная верификация аккаунтов через mos.ru. Иногда, конечно, мы видим подростков за рулем электросамоката, но практически всегда такие поездки осуществляются по аккаунтам, зарегистрированным на родителей либо на старших братьев или сестер. Безусловно, это недопустимо, за это предусмотрены штрафы и блокировка аккаунта».
Представитель пресс-службы «МТС Юрент» Юлия Лебедева не согласна с тем, что пишут в СМИ:
Юлия Лебедевапредставитель пресс-службы «МТС Юрент»«Мы не можем подтвердить данные статьи, поскольку не понимаем, откуда они взяты, нам не ясен источник. Больше того, мы ответственно заявляем, что мы выявляем и блокируем аккаунты несовершеннолетних в нашем приложении, и, насколько нам известно, так поступают все операторы «большой тройки». Для этого у нас есть несколько инструментов. В Москве это Mos ID, который распространяется на всех трех операторов, то есть пользоваться самокатами в столице могут только пользователи, которые подтвердят свой аккаунт на портале mos.ru. Соответственно, лицам младше 18 лет блокируется доступ к сервису. За соблюдением этих требований строго следит Дептранс Москвы, коллеги регулярно в открытых каналах публикуют статистику по заблокированным таким образом несовершеннолетним пользователям. Кроме того, буквально недавно Дептранс публиковал статистику, что в Москве число аварий с СИМ, в которых пострадали дети, стало меньше на 50%».
В Екатеринбурге ограничения на езду несовершеннолетних фактически не работают, сообщил депутат Свердловского заксобрания Алексей Свалов. Проблему езды подростков и увеличения числа таких пользователей самокатов подтвердили в Благовещенске, Якутии, Саратове и в Приморском крае.
Рекомендуем:




Рекомендуем:



















