16+
Четверг, 18 декабря 2025
  • BRENT $ 60.21 / ₽ 4840
  • RTS1082.30
10 ноября 2025, 11:20 Компании

Андрей Реут, «Росконгресс»: в восприятии российского вина на наших глазах произошел перелом

Лента новостей

Российское вино стало не просто модным продуктом, а быстрорастущим сегментом внутреннего рынка. О том, как развивается винодельческая индустрия, где остаются свободные ниши и почему вина малых хозяйств становятся драйвером отрасли, в интервью Бизнес ФМ рассказал первый заместитель директора фонда «Росконгресс» Андрей Реут

Андрей Реут.
Андрей Реут. Фото: из личного архива

В последние годы стало модно не только пить, но и делать российское вино. О переломе в российском виноделии в интервью главному редактору Бизнес ФМ Илье Копелевичу рассказал первый заместитель директора фонда «Росконгресс» Андрей Реут в преддверии Российского винодельческого форума, который пройдет в Москве 12-13 ноября.

Мы говорим об очередном ежегодном интересном крупном событии в Москве — Российском винодельческом форуме, который пройдет 12-13 ноября. Мы каждый год говорим о все новых и новых рекордах российского виноделия. Я назову цифры: в 2024 году рост количества бутылок российского вина составлял 14%, в этом году, по прогнозам, составит 15%.

И вообще, мне кажется, самое главное, что произошло за этот год, — российское вино попробовали практически все, кто в принципе знаком с вином. И не только попробовали — оно получило новое реноме и новый референс. И люди стали знать, что есть недорогое российское вино, есть дорогое и очень хорошее, и есть очень дорогое, которое все равно покупают.

Андрей Реут: Да, российское вино сейчас демонстрирует рост, наверное, это одна из самых быстрорастущих отраслей. Главное — что меняются на наших глазах сознание и восприятие российского вина именно как продукта.

Действительно, есть очень дорогие вина, которые купить невозможно, за которыми гоняются, которые по одной коробочке как-то кому-то где-то достаются за большие деньги. Есть массмаркет, достаточно массовые продукты. И если раньше на полках магазинов было мало российского вина, то сейчас его заметно больше.

Есть такой индикатор, как корпоративы на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Если посмотреть на вечеринки, то на большинстве вечеринок присутствует именно российское вино. Это перелом, который произошел на наших глазах буквально сейчас.

Тренды этого года — белое вино и игристые вина. Это как-то отражается в палитре этого винодельческого форума?
Андрей Реут: Это тренд не этого года, это вообще тренд последних лет. Люди больше пьют игристых и больше пьют белое вино. Не знаю почему. Для любого винодела самый сложный продукт и предмет гордости — это красное вино, потому что оно наиболее знаковое для виноделов. Но люди пьют больше белого, наверное, потому что люди в принципе не хотят тяжелых жанров, они хотят легкости.
Вы сказали о том, что российского вина стало много. Но по ходу года (во всяком случае в тех историях, которые рассказывала Бизнес ФМ) мы увидели в связи с повышением разных пошлин и акцизов на импортное вино, особенно из недружественных стран, цены подтянулись, французское, испанское, итальянское по этой причине стали завозить и покупать меньше. Торговые сети говорят, что российского вина им даже не хватает. А на фоне этой нехватки растут цены и на российское вино. Означает ли это, что рыночные ниши все еще свободны?
Андрей Реут: Рыночные ниши абсолютно точно свободны. Виноделен много, на Российском винодельческом форуме, который пройдет в Москве, будут представлены несколько десятков виноделен со своей продукцией, с чудным брендингом, с какими-то немыслимыми продуктами — интересными, яркими, и каждый год на полках появляются новые вина.
Ясно, что есть крупные компании, которые держат рынок и могут себе позволить выпускать такие тиражи, которые стоят в магазинах крупных сетей. Но есть огромное количество небольших виноделен, которые идут в HoReCa, идут в какие-то бутиковые продажи, потому что они не могут на полки попасть — просто потому, что они мало производят. Таких производителей очень много — десятки, сотни, и очень многие появляются ежегодно, потому что это модный предмет инвестирования.
А чья продукция интереснее?
Андрей Реут: Конечно, интереснее продукция небольших виноделен, которые стараются удивить, показать что-то необыкновенное. Это целый класс людей, которые продали квартиры в Москве, условно говоря, купили участок земли в Крыму и на нем делают вино. Конечно, эти люди стараются быть креативными, удивлять, и с ними просто очень интересно общаться, потому что они яркие, у них горят глаза, это особый опыт.
Наверное, все уже знают, что если винодельня на собственном винограде, то первая продукция появляется в лучшем случае через пять-семь лет, чаще через десять. А если это личная, творческая история, то, наверное, еще дольше, потому что вино должно постоять. Соответственно, сейчас мы пожинаем плоды, урожай истории где-то десятилетней давности. За последние десять лет появления новых, таких индивидуальных виноделен стало больше?

Андрей Реут: Конечно, не десять лет, а меньше. Я думаю, что средний горизонт — лет пять. Через четыре года начинает плодоносить лоза. И если говорить не об изысканных винах… Есть же такие вина, которые делаются раз в несколько лет, потому что должны сойтись звезды и соответствовать урожай. А есть вина массовые, которые производятся потоковым методом. Понятно, что они недорогие, может быть, не такие изысканные, но там горизонт меньше.

В последние пять лет произошел главный перелом среди виноделов. Появилось массовое производство, появилась популярность, появилось импортозамещение, а также появилась законодательная база. Потому что ровно пять лет назад был принят закон «О виноградарстве и виноделии», который позволил защищать российское вино именно как российское вино, не делать его из импортных виноматериалов, как это было раньше. И после этого пошел очень серьезный рост.

Появилась также научная база. Сейчас по капельке вина, благодаря Курчатовскому институту, можно определить полностью его происхождение. И если, например, из ЮАР какой-то виноматериал затерялся, то он сразу же будет обнаружен, и это вино не будет российским.

Но тем не менее на рынке такого вина все еще довольно много в низком ценовом сегменте.
Андрей Реут: Трудно сказать, что такое дешевое или недешевое. Импортное вино тоже бывает дешевое и дорогое. Многие говорят о том, что российское вино переоценено с точки зрения иностранных аналогов, что за такие деньги можно купить за границей что-то более серьезное. Наверное, горизонт инвестиций здесь длинный, людям надо каким-то образом отбивать деньги. Если в иностранных винах горизонт исчисляется уже десятилетиями и все основные фонды давно уже амортизированы, то у нас виноделы, если они делают классный продукт, будут продавать его дорого — хотя бы просто для того, чтобы что-то отбить.
Я, кстати, не знал, что именно Курчатовский институт так участвует в оздоровлении винного рынка России. Я обнаружил, что Курчатовский институт — один из главных участников винодельческого форума. Давно ли сложилось такое партнерство?
Андрей Реут: Да. Курчатовский институт — стратегический научный партнер всех мероприятий «Росконгресса», в том числе и Петербургского экономического форума. Это предприятие занимается не только ядерными разработками, там большое количество прикладных исследований в области генетики, анализа генома, собираются достаточно серьезные базы.
Безусловно, Курчатовский институт поддерживает наш форум, но у нас много других партнеров. А главный вклад Курчатовского института — это защита именно российского вина по происхождению. Кстати, у нас вина из дружественных стран тоже присутствуют, поэтому на выставке винодельческого форума можно попробовать самую разную продукцию, в том числе экзотическую: всевозможные петнаты, оранжи — мутные вина с ярким вкусом, много чего.
Возвращаясь к большим и к маленьким виноделам, понятно, что в тех, кто могут выдавать большую серию, заинтересованы сейчас крупные сети, поэтому покупатель их видит даже без каких-то специальных методов продвижения. Но маленьким действительно надо находить индивидуально своего покупателя, поэтому не первый год виноделов очень интересует тема онлайн-продажи.
Андрей Реут: Да. Что такое винодельческий форум? Это в первую очередь площадка для диалога бизнеса и власти для обсуждения самых насущных проблем. И одна из самых насущных проблем — если не самая насущная — это, конечно, онлайн-продажа вина. Она сейчас запрещена. В этом году на многих мероприятиях активно обсуждаются новые технологии идентификации по лицу для онлайн-продаж, это обсуждается в связи с продажами энергетиков. Конечно, если появится система и будет разрешена онлайн-продажа, то для небольших производителей вина это будет спасением, потому что сейчас они не могут попасть на полке магазинов в силу маленьких тиражей.

Да, им, соответственно, нужно искать рестораторов. Наверное, вообще очень важно налаживать или создавать какие-то специальные условия для того, чтобы виноделы и рестораторы, особенно индивидуальные виноделы, находили своих рестораторов.

Андрей Реут: В этом году из нового на винодельческом форуме будет большая эногастрономическая программа: у нас будут известные рестораторы, которые будут проводить какие-то фудпейринги, дегустации, будут участвовать в сопоставлении интересных сортов российского вина со своими не менее интересными гастрономическими разработками. Это то новое, что будет удивлять, и то, ради чего тоже можно приехать на форум — пообщаться с ведущими рестораторами. Им теперь уже не стыдно демонстрировать свою продукцию вместе с российским вином, потому что они понимают, что это уровень.
В наших опросах на Бизнес ФМ это можно было проследить. Еще полтора года назад многие рестораторы говорили, что ставят российское вино, но его не берут. А сейчас многие говорят, что две-три позиции уже мало и им не хватает. Так что, наверное, и с их стороны тоже есть большой интерес.
Андрей Реут: Интерес есть и со стороны ресторанов к тому, чтобы найти какие-то интересные продукты. И интерес есть со стороны шефов — показать что-то новое. Все мы должны каждый день удивлять, и ваша радиостанция тоже этим занимается. Для них это тоже определенный новый опыт.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию