16+
Понедельник, 15 декабря 2025
  • BRENT $ 61.20 / ₽ 4879
  • RTS1078.71
19 ноября 2025, 02:30 Стиль жизниКино

В прокат выходит фильм «Авиатор» по роману Евгения Водолазкина

Лента новостей

Это кинематографичное путешествие сквозь время — зрелищное полотно со звездным кастом и внушительным бюджетом. Замысел книги встретился в ленте с неоднозначными решениями. На светской премьере побывала обозреватель Бизнес ФМ

Фото: кадр из фильма

По сюжету романа Евгения Водолазкина «Авиатор» в 2026 году профессор Константин Гейгер обнаруживает в пещере на Соловках камеры с замороженными телами. Эти 13 «лазарей» — заключенные, над которыми в 30-е годы прошлого столетия проводили эксперимент по крионике — пытались обмануть смерть. Единственный, кого удается успешно разморозить, — Иннокентий Платонов, молодой авиатор, ученик Жуковского. В его голове лишь обрывки воспоминаний. Собрать этот пазл ему помогает жена Гейгера Анастасия — девушка, как две капли воды похожая на первую любовь Платонова.

Те, кто читал книгу, понимают, что ожидать от фильма досконального следования тексту не стоит. Роман — глубокое философское исследование памяти и времени, построенное на тонких ассоциациях и внутренних монологах. Как говорит писатель Евгений Водолазкин, принимавший участие в написании сценария, фильм лежит к книге близко, но отдельно. Но если кому-то покажется, что «Авиатор» улетел чуть дальше, это не так:

Евгений Водолазкин писатель «Он вроде бы внешне не похож на книгу, но внутренне, в глубине, похож. Но это не случайно. Каждое из искусств, будь то литература или кино, — это особый язык. Думаю, что, если бы написал сначала сценарий, я книгу строил бы немножко иначе. Главное — это то, что милость выше справедливости. Покаяние человека, его раскаяние в грехах удивительным образом преодолевают время, потому что он оказывается во времени до греха».

«Авиатор» — долгострой. Работа над ним началась пять лет назад. Над сценарием, который прошел 26 редакций, начинал работать классик советской драматургии Юрий Арабов. Режиссер Егор Михалков-Кончаловский присоединился к проекту два года назад, сменив Данилу Козловского. Он пригласил Максима Фадеева, чье музыкальное сопровождение — полноценный участник картины.

Сложный, многослойный текст Водолазкина в киноверсии существенно упрощен. Вместо медитативного погружения в разрозненные обрывки сознания героя зрителю предлагают линейный сюжет с поясняющими флешбэками. А психологическая глубина оригинала замещается любовным треугольником Платонов — Анастасия — Гейгер. Это добавляет истории драматизма, но отдаляет ее от интеллектуальной глубины первоисточника. С другой стороны, уместить роман в два часа — задача нереальная. Такая трансформация сюжета была осознанным решением, поясняет Егор Михалков-Кончаловский:

Егор Михалков-Кончаловский режиссер «Мне помогал Евгений Германович Водолазкин, он был очень милосерден к нам, потому что, когда ты снимаешь фильм по роману, ты его в какой-то степени неизбежно калечишь. Не претерпевают больших изменений человеческие чувства. Человек любит, ненавидит, боится, страдает, пытается воплотить свою мечту — у него это получается или нет, от этого он озлобляется или нет. Раскаяние, покаяние, преступление, наказание — вот эти вещи. Человек не меняется, меняются обстоятельства».

Также в картину введены дополнительные сюжетные линии. Например, проходной в романе персонаж Желтков — здесь бизнесмен в исполнении Евгения Стычкина. Он финансирует эксперименты Гейгера в надежде на собственную заморозку. Его образ разбавляет мелодраматичность и вносит некоторые оттенки в философскую палитру. Переосмыслен в картине и финал. Авторы переписали его специально под Константина Хабенского, сыгравшего профессора Гейгера. Это, пожалуй, самый изменившийся герой «Авиатора».

Его полная противоположность — Платонов в исполнении Александра Горбатова, который создает тонкий и проникновенный образ человека, потерявшего связь со временем, но сохранившего свою личность:

Александр Горбатов актер «Есть надежда, что мы останемся человеком. Не людьми, люд — это масса. В картине очень много воздуха и открытый финал. Поэтому, что возьмет для себя зритель, важнее всего. Но я думаю, что все-таки всем нужно помнить одно — невозможное возможно. Сочиняйте мечту и не слушайте тех, кто ее пытается от вас отрезать. Никогда не слушайте их, ибо они не Господь Бог и не могут знать, что нас ждет впереди. Рискуйте, риск — благородное дело».

«Авиатор» Михалкова-Кончаловского — самостоятельное произведение, не требующее обязательного знакомства с первоисточником. Зритель здесь совершает полет по более простому маршруту, но с тем же конечным пунктом назначения — к себе.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию