16+
Суббота, 13 декабря 2025
  • BRENT $ 61.22 / ₽ 4881
  • RTS1082.41
30 ноября 2025, 16:41 Компании

На китайских маркетплейсах мошенники генерируют отзывы и присылают поддельные трек-номера

Лента новостей

О распространенных схемах мошенничества на китайских маркетплейсах граждан предупреждает МВД. Ведомство советует проверять трек-номера заказа через независимые ресурсы, анализировать отзывы, сверять название и электронный адрес магазина и общаться с продавцом до оплаты

Фото: Сергей Гришин/Фотобанк Лори

Обновлено в 20:30

В МВД предупредили о мошенничестве на китайских маркетплейсах. Такое предупреждение опубликовано в телеграм-канале «Вестник киберполиции России». Распространенные схемы включают поддельные трек-номера заказов и сгенерированные через нейросети отзывы.

Проблемы с заказом могут возникнуть самые разные — продавцы подделывают трек-номера, «зеркалят» страницы известных магазинов или вообще требуют доплаты при оформлении. Поэтому покупателям советуют быть внимательными на каждом этапе покупки. По буквам сопоставлять ссылки на магазины с их официальным названием, обращать внимание на манеру общения продавца, досконально изучать описания товаров и отслеживать номер почтового отправления на независимых сервисах.

Еще в китайском онлайн-ретейле распространилась практика генерации фотоотзывов через нейросети. Идеальные ракурсы — верный признак мошенников, предупреждают в МВД. Недавно мы рассказывали о распространении подобной практики и в российском e-Сom.

Какие еще проблемы могут возникать при заказах из Китая, в том числе на российских площадках? Говорит эксперт по маркетплейсам, основатель платформы для селлеров «Меркатус» Лео Шевченко:

Лео Шевченко эксперт по маркетплейсам, основатель платформы для селлеров «Меркатус» «Бывает такое, что отправляют не тот товар, не того цвета, не того размера, не того качества, либо вообще его просто не отправляют, и тут даже отслеживание трек-номеров сильно не помогает. Доверять лучше тем продавцам, у которых большое количество отзывов, и лучше бы, чтобы эти отзывы были с максимально высоким рейтингом. По поводу товаров, которые продаются на маркетплейсах Оzon и Wildberries от китайских поставщиков: самое приятное, что есть у них, — это, конечно же, цена. Но есть у этого момента и другая сторона. Во-первых, срок доставки. По факту это 40-50 дней. Да, он придет дешевле, но непонятно, какого он качества, непонятно, есть ли у него сертификат безопасности. Мы не можем быть уверены, что этот товар не принесет нам вреда. И второе — китайские селлеры не до конца понимают конъюнктуру рынка, они не до конца правильно описывают свои товары, не до конца в правильные категории заносят».

В Сети жалуются, что при заказе у китайских продавцов на российских маркетплейсах продавцы просто пропадают — не отправляют товар и не выходят на связь. А иногда заказ просто отменяют после нескольких недель ожидания.

Проблемы возникают и при оптовых закупках. Часто продавцы меняют комплектацию заказа или манипулируют курсом валют. Но при соблюдении мер осторожности заказы из Китая позволяют значительно сэкономить. Мой коллега Михаил Лапушкин заказывал наушники на крупном китайском маркетплейсе AliExpress и остался доволен:

Михаил Лапушкин продюсер Бизнес ФМ «Поскольку я заранее определился, что я буду их брать у конкретного бренда, конкретную модель, я сравнил цены. На AliExpress они стоят дешевле, чем на наших маркетплейсах, где-то на 2-3 тысячи рублей. При заказе на AliExpress я специально обратил внимание, чтобы это был заказ в официальном магазине производителя. Там есть такая функция: если открыть страницу магазина, у хоть сколько-нибудь узнаваемых китайских брендов есть плашка official store. Его администрирует собственно сам производитель. Когда наушники мне пришли, я просто проверил специальный код, вбил на сайте производителя. И мне показало, что это действительно настоящий товар, а не подделка. Когда я искал эти наушники, там были предложения от каких-то других магазинов. Но я решил не рисковать и заказал все-таки там, где галочка была. По-моему, цена не так сильно отличалась».

Китайские продавцы прикладывают немалые усилия, чтобы закрепиться на российском рынке. Согласно исследованиям Т-Банка, за этот год они удвоили свое присутствие на отечественных маркетплейсах. Причина в том числе в серьезном демпинге. А еще статистика показывает, что китайские селлеры предпочитают регистрировать юрлица, а не ИП, — то есть нацелены на долгосрочное ведение бизнеса в России. Правда, эксперты рассказывают, что доля заказов из Китая в Россию все равно невелика — слишком долго и ненадежно. Хоть и дешево.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию