Российский ЦБ будет судиться с Euroclear
Лента новостей
В этом депозитарии заблокированы суверенные активы России более чем на 180 млрд евро. Регулятор подал иск к бельгийской компании в Арбитражный суд Москвы о взыскании убытков, вызванных решениями о блокировке российских активов. Сумма иска не уточняется

Похоже, поводом для перехода к активным действиям российского ЦБ стало то, что ЕС на этой неделе начал процесс бессрочной заморозки российских активов. Банк России впервые публично предупредил об ответных действиях. Как говорится в сообщении регулятора, иск подается «в связи с незаконными действиями депозитария Euroclear, причиняющими убытки Банку России», а также в связи с планами прямого или косвенного использования активов Банка России без его согласия.
Какое решение с большой вероятностью примет Арбитражный суд Москвы, нетрудно догадаться. Сложнее понять, на что можно обратить взыскание. Как таковых активов Euroclear в России не так уж много — в любом случае меньше, чем стоимость замороженных в бельгийском депозитарии суверенных активов России. Продолжает партнер BGP Litigation, эксперт по санкционному праву Сергей Гландин:
Сергей Гландин партнер BGP Litigation, эксперт по санкционному праву «На счетах типа «C» и счетах типа «Ин» заблокировано какое-то количество активов, принадлежащих Euroclear, можно будет наложить взыскание на них, но для этого нужно будет изменить либо отменить указ президента № 8, который запретил российским арбитражным судам выдавать исполнительные листы на взыскание за счет заблокированных в российском контуре активов Euroclear».
В ответ на изъятие российских активов в ЕС можно в теории изъять в России активы не только самого Euroclear, но и западных инвесторов. Их стоимость более-менее понятна, но точную цифру знает, наверное, только сам Банк России. Комментирует создатель аналитического проекта The Wall Street Pro, трейдер, инвестор Дмитрий Черемушкин:
Дмитрий Черемушкин создатель аналитического проекта The Wall Street Pro, трейдер, инвестор «В России находятся активы зарубежных инвесторов, которые инвестировали в облигации, прежде всего в ОФЗ, в акции российских компаний. И тут, наверное, первым приходит в голову Сбербанк. Наверное, самые крупные позиции там должны быть. Объемы точно неизвестны, потому что они не были обнародованы, но ходят слухи, что это диапазон от 30 млрд до 50 млрд евро. То есть сумма немаленькая. Поэтому у ЦБ в этом плане есть хорошие шансы использовать достаточно большой объем в качестве разменной монеты».
Если будет принято решение об изъятии замороженных в России активов западных инвесторов, это повысит ставки. И это почти не оставляет шансов российским инвесторам вернуть свои активы, зависшие в том же Euroclear. Россия к такому развитию событий готова, в отличие от европейцев, считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Ф-Брокер» Александр Тимофеев:
Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Ф-Брокер» «Потеря активов российскими инвесторами, российским ЦБ будет крайне печальна, но, кажется, Российская Федерация с этим уже так или иначе смирилась. А с той стороны есть довольно большое количество негосударственных активов — и не мелких, а вполне себе крупных европейских банков, крупных европейских концернов. И получается, что ущерб будет несимметричный, европейцы просто-напросто легитимизируют то, что мы и так знаем, что наши активы пропали, а российский ЦБ в ответ может наносить удары по тем вполне прекрасно работающим европейским бизнесам, которые все еще остались в России. Поэтому кажется, что это сейчас общее заявление, но за этим заявлением стоит серьезная угроза».
Пока эти угрозы в ЕС всерьез не воспринимают. Еврокомиссия назвала спекулятивным иск Банка России к депозитарию Euroclear.
Тем временем Бельгия, по сведениям портала Euractiv, предложила странам ЕС расторгнуть все инвестиционные соглашения с Россией в качестве одного из условий своего согласия на экспроприацию замороженных активов.
Рекомендуем:




Рекомендуем:


























