16+
Среда, 17 декабря 2025
  • BRENT $ 60.09 / ₽ 4773
  • RTS1094.46
17 декабря 2025, 13:06 Право

Депутаты хотят избавить чиновников от необходимости ежегодно подавать декларации о доходах

Лента новостей

Согласно документу, обязательное декларирование сохранится только при поступлении или переводе на другую службу. Инициаторы объясняют изменения цифровизацией: сегодня данные о финансовом положении должностного лица может проанализировать государственная система «Посейдон»

Фото: Екатерина Штукина/ТАСС

Обновлено в 14:55

Госдума приняла в первом чтении законопроект, избавляющий чиновников от необходимости ежегодно подавать декларации о доходах.

Согласно документу, обязательное декларирование сохранится только при поступлении на службу, переводе из одного госоргана в другой и ряде других обстоятельств. Законопроект внесла группа депутатов во главе с председателем думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым.

Он объяснял изменения цифровизацией: сегодня данные о финансовом положении должностного лица может проанализировать государственная система «Посейдон». Она взаимодействует с базами данных ФНС, Росфинмониторинга, Росреестра, ГИБДД и других ведомств. Законопроект вызвал споры на пленарном заседании Думы.

Справоросс Андрей Кузнецов спросил, кто проверит саму систему «Посейдон», а коммунист Алексей Куринный напомнил, что система не выявила коррупции бывшего судьи Момотова. На их вопросы отвечали представлявшие документ Дмитрий Вяткин и Василий Пискарев:

— Если мы доверяем этот вопрос системе электронной, которая сопоставляет данные, то кто проверит саму систему, где гарантия, что эта система не будет избирательно относиться? Чьи-то нарушения будет замечать, чьи-то нарушения не будет замечать. В случае, когда все делалось публично и делается в обязательном порядке, страховкой от такого момента было внимание общественности к предоставлению деклараций. Как застраховаться от того, чтобы система не стала злоупотреблять своим монопольным положением?

— Это государственная информационная система, это не некая сама по себе работающая программа — это ГИС. Все ГИСы, у нас их несколько десятков, действуют строго в регламентированном и законодательном порядке. Соответственно, всегда за каждой программой стоит обладающий соответствующей компетенцией, наделенный полномочиями человек, должностное лицо или должностные лица. Поэтому здесь работа ГИС «Посейдон» ничем не отличается от иных других систем.

— ГИС чем хороша — тем, что она не видит должностей, какие занимает тот или иной чиновник, независимо от уровня должности машина реагирует на любые колебания, связанные с финансовым положением должностного лица. Это очень важно, что машина бездушная в этом плане, дает информацию независимо от занимаемой должности.

— У нас коррупционеры научились обходить порядок декларирования, который существовал. Можно вспомнить историю с бывшим председателем Верховного суда Адыгеи с 15 млрд рублей, расписанными в виде имущества на родственников, и председателем совета судей, где тоже около 5 млрд или 6 млрд рублей оказались расписаны на родственников, знакомых, друзей имущество. Почему, по вашему мнению, «Посейдон» не справился с этими случаями, которые были выявлены? На ваш взгляд, публичное декларирование не является ли дополнительной гарантией того, что условное должностное лицо, которое проверяет, будет внимательнее проверять и относиться к этим результатам?

— Нет, система работает весьма эффективно, но нет предела совершенству, об этом свидетельствуют цифры, которые я привел, относительно обращения в доход государства имущества, денег и других ценностей не только у самого коррупционера, но и его родственников. Взыскано в доход государства в 2023 году 165 млрд рублей, я округляю, в 2025 году 502 млрд рублей, а в этом году ожидается около 1 трлн рублей незаконно нажитых средств. Это не только у тех, кто конкретно привлекался к ответственности за взятки, это имущество, которое было переписано на родственников, знакомых.

Сейчас систему «Посейдон» используют для проверки уже поданных деклараций. Это закрытый контур, и к ней нет общего доступа. Тем не менее действующий механизм того, как чиновники декларируют доходы, нуждается в модернизации, уверен завлабораторией противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Юрий Трунцевский:

— С точки зрения техники заполнения, когда у нас около 1,5 млн декларантов заполняют на себя, плюс на супругу и несовершеннолетних, в том виде, в котором она существует, система требует модернизации. Для того чтобы мне как должностному лицу это заполнить, я должен обратиться в ФНС, запросить справки о счетах, вбивать это, тратить на это около трех дней. Моя позиция — это упрощение порядка декларирования, потому что эта декларация должна формироваться за счет специальных информационных систем. Она должна к декларанту поступать по почте или через государственные услуги уже заполненной от этих ресурсов, и когда он смотрит и говорит, что да, все хорошо, он ее потом должен передавать.

— Получается, что данные будут закрытыми для общественности, а как же общественный контроль, отчетность перед избирателями?

— Международные стандарты требуют, чтобы отчетности о борьбе с коррупцией, не только декларации, а вообще, носили публичный характер. Но, с другой стороны, давайте мы возьмем КПД вывешивания этих деклараций: вряд ли мы можем сказать, что это каким-то образом влияет на дальнейшее поведение данного лица. Вы видите какую-то декларацию, видите, что у человека есть квартира, машина, и какой вывод из этого делает население? Если это крупное имущество в криптовалюте или участки, которые скрываются в Италии, их все равно никогда не декларировали, это все равно была зона ответственности правоохранительных органов, и общественный контроль здесь не выявлял этого.

Тем не менее, отмена деклараций отразится на прозрачности процесса, уверен партнер адвокатского бюро «Феоктистов и партнеры», доцент ВШЭ Руслан Долотов:

Руслан Долотов партнер адвокатского бюро «Феоктистов и партнеры», доцент ВШЭ «Ключевой момент — это не знать, сколько люди заработали, а контролировать соответствие их доходов и расходов. Ключевое направление борьбы с коррупцией — это прозрачность, доверие общества. В данной ситуации прозрачность уменьшается, поэтому это можно считать одним из элементов минимизации затрат государства на администрирование сложного процесса, государство сэкономит, но прозрачность деятельности госаппарата также уменьшится».

В итоге «за» проголосовали 318 депутатов, «против» — 24, воздержались 55 парламентариев.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию