16+
Пятница, 19 декабря 2025
  • BRENT $ 60.30 / ₽ 4826
  • RTS1069.49
19 декабря 2025, 15:42 Компании

РЖД придется продать небоскреб в «Москве-Сити» из-за долгов

Лента новостей

Ожидается, что сделка может принести 170-190 млрд рублей и станет альтернативой дополнительному росту тарифов. Финансовые трудности компании связаны со снижением погрузки, падением экспортных перевозок, санкционными ограничениями и внутренними проблемами

Небоскреб Moscow Towers.
Небоскреб Moscow Towers. Фото: wikipedia.org/MBH/CC BY-SA 4.0

Власти обязали РЖД продать небоскреб в «Москве-Сити». Компании предписали реализовать имущество, чтобы частично погасить задолженность. Такой вариант обсуждался на встрече на прошлой неделе и был выбран как альтернатива повышению тарифов на грузоперевозки, утверждает Reuters.

Предполагалось, что РЖД разместит в небоскребе Moscow Towers свой головной офис, но теперь из-за финансовых проблем решено получить от него деньги — от 170 млрд до 190 млрд рублей.

Среди причин кризиса в РЖД называют как внутренние факторы, в частности дефицит персонала, плохую реструктуризацию и профицит парка вагонов, так и внешние: прекращение маршрутов на Запад из-за санкций, разрыв логистических связей.

Что из этого стало определяющим? Редакция Бизнес ФМ спросила об этом у Фарида Хусаинова, эксперта Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей Высшей школы экономики, автора телеграм-канала «Экономика на рельсах»:

— Если мы под кризисом понимаем именно снижение погрузки, то, во-первых, это началось не вчера, а в 2023 году, в 2022-м уже было снижение. Происходит это уже не первый год, просто в 2025-м оно стало более сильным. У нас сейчас по итогам 11 месяцев — минус 5,6% погрузка к прошлому году, это примерно на 60 млн тонн меньше, чем в прошлом году. По всем грузам я не расскажу подробно. Но если краткими, крупными мазками — возьмем уголь, с одной стороны, тут мировые цены резко рухнули по сравнению с тем уровнем, что был в 2022 году, курс рубля сейчас делает в значительной степени неэффективным экспорт через запад, через юг, не только через восток. Те объемы, которые идут на запад, на юг не поехали, экспорт через запад поехал на восток. Но восточный полигон с таким объемом не справится, он может подрасти больше на 2-6%, но не может вырасти на 20% и больше. Если у вас все, что не поехало на запад, на юг, вдруг поедет сюда, полигон не справится. Тут было совмещение всех этих факторов. Каждый фактор в отдельности, может быть, был бы и не смертельным, но они все одновременно наложились.

— Отразятся ли трудности РЖД на тарифах?

— Уже отразились. У нас последние годы темпы роста настолько аномально высокие, которых не было вообще никогда за последние годы. Причем темпы роста не только самого по себе тарифа, но и темпы роста тарифа на порожний пробег, который растет опережающими темпами. Плюс убираются какие-то отдельные дополнительные понижающие коэффициенты, которые были для отдельных групп. Например, для угля были какие-то понижающие коэффициенты раньше для дальности.

В декабре власти запланировали масштабную программу улучшения финансового положения РЖД. Среди предложений: реструктуризация долга за счет временной конвертации его части в акции, реализация площадей небоскреба в «Москве-Сити» и продажа Федеральной грузовой компании.

Поможет ли это РЖД решить проблемы с долгами и, в частности, легко ли найдутся покупатели на элитный небоскреб? Рассуждает Татьяна Касьянова, гендиректор аудиторской группы «2К»:

— Банки могут поддержать только в том случае, если государство согласится или ЦБ согласится на то, что будет некое льготное резервирование под эти суммы, потому что для банков это тоже большая нагрузка. Если говорить о том, что большая часть кредитов сосредоточена именно в банке ВТБ, то ВТБ без согласования о том, что будут уменьшены резервирования под суммы кредитов, вряд ли согласится это делать.

— Идея все распродать — имущество и часть компании — насколько решит проблемы?

— Здесь надо подходить очень взвешенно. Распродать все и остаться ни с чем — тоже не выход из положения, потому что бизнес должен работать. Безусловно, нужно провести детальный анализ, от чего надо избавляться. Нужно понимать, что у общества очень много недвижимости, которая неэффективно управляется, и ее нужно было бы сдавать в аренду, а лучше избавляться, продавать. Общество заставляют продать объект, который они купили в «Москве-Сити». Но продать его целиком проблематично, скорее всего, это будет продажа некими крупными блоками, потому что покупателей на такой объект быстро не найдется.

Для сокращения расходов, связанных с оплатой труда и размещением сотрудников, в РЖД также прорабатывают вопрос перевода управленческого персонала из Москвы в другие регионы на горизонте пяти лет.

Согласно отчетности по МСФО, чистая прибыль РЖД по итогам девяти месяцев сократилась более чем в четыре раза год к году. Доходы выросли и составили 2,7 трлн рублей. При этом общие долгосрочные и краткосрочные заемные средства превышают 3 трлн рублей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию