Зеленский обнародовал свои 20 пунктов. Комментарий Георгия Бовта
Зеленский раскрыл подробности последнего плана по прекращению конфликта
Лента новостей
Мирный план, который еще совсем недавно насчитывал 28 пунктов и был подготовлен американской стороной, продолжает претерпевать изменения. Политолог рассуждает, насколько очередной новый документ реализуем

Владимир Зеленский огласил план из 20 пунктов, который обсуждается на переговорах в США. В том числе там упомянуто ограничение численности ВСУ — 800 тысяч человек в мирное время; предоставление Западом Украине гарантии безопасности по примеру статьи 5 договора НАТО, предусматривающее военный ответ в случае нового конфликта с Россией; членство Украины в ЕС. Зеленский обещает провести выборы как можно скорее после подписания соглашения. Само соглашение будет юридически обязательным. Его выполнение будет контролировать Совет мира во главе с Дональдом Трампом.
Зеленский признает наличие двух несогласованных пунктов, хотя в случае появления детализированной реакции Москвы их может оказаться больше. Нет компромисса, в частности, по Запорожской АЭС. США предлагали трехстороннее управление при равном распределении электроэнергии между Россией и Украиной. Киев настаивает на полном уходе российской стороны с АЭС. Но главное, что так и не согласован с американцами территориальный вопрос. Хотя теперь Зеленский уже допускает вывод ВСУ со всей территории Донбасса, но обставляет это проведением всеукраинского референдума. А так он предпочел бы, чтобы российские войска ушли из контролируемых ими районов Днепропетровской, Николаевской, Сумской и Харьковской областей, а в Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областях линия фронта замораживается. Такой вариант Москва не примет. Тем более что референдум Зеленский предлагает проводить на Украине по поводу тех областей, которые уже записаны в российскую конституцию. Да и соцопросы на Украине говорят о том, что формула «мир в обмен на территории» на всеукраинском голосовании вряд ли пройдет. Теоретически можно развести два действия: сначала вывод ВСУ из Донбасса, а потом проводи какой хочешь референдум. К тому же в более полной версии 20 пунктов, опубликованной газетой Le Monde, допускается вариант утверждения решения по Донбассу Радой, что более реалистично. Так или иначе рассуждения Зеленского по территориальному вопросу стали все же менее категоричными. Еще одной подвижкой со стороны Киева можно считать готовность идти на прекращение огня уже после согласования мирного соглашения, тогда как раньше прекращение огня было предусловием переговоров.
Касательно гуманитарных вопросов Зеленский упомянул лишь некие «образовательные программы в школах, способствующие пониманию и толерантности к различным культурам, устранению расизма и предвзятости». Москва вряд ли сочтет это достаточным. Обойден как минимум вопрос запрета всяких «бандеровских организаций» и отмены законов о притеснении канонической Украинской православной церкви. Впрочем, и без того несогласованного территориального вопроса уже достаточно одного, чтобы застопорить весь план. А есть еще вопрос численности ВСУ, согласования деталей мониторинга на линии разграничения и присутствия на Украине иностранных войск. В версии Зеленского отсутствует важный пункт, который был в первоначальном плане Трампа из 28 пунктов, а именно фиксация отсутствия претензий Украины и России друг к другу по итогам конфликта. В Киеве не отказались от планов получения неких репараций, в чем его поддерживает и Европа.
Зачем Зеленский сейчас обнародовал этот еще не согласованный план? Хотя бы затем, что он ведет активную информационно-пропагандистскую работу, в том числе на Трампа. Тот же хотел мира к Рождеству? Вот, пожалуйста, Киев к нему готов. Ну, почти, остались сущие мелочи. И теперь, мол, дело за Москвой. Москва же детально пока по этим 20 пунктам не реагирует. Замглавы МИД РФ Сергей Рябков, правда, заметил, что у Москвы и Вашингтона есть значительная схожесть установок на то, что могло бы стать каркасом договоренностей для урегулирования украинского кризиса. Но это не следует понимать как ожидание подписания некоего пакета документов буквально сейчас.
Зеленский упомянул, что после недавних переговоров американцев во Флориде с секретарем СНБО Умеровым и начальником Генштаба Гнатовым план с поправками передан российскому спецпосланнику Кириллу Дмитриеву. Тот уже доложил все Путину. В связи с чем Зеленский поспешил анонсировать на 24 декабря телефонный разговор Москвы и Вашингтона. Правда, Дмитрий Песков поспешил заявить, что разговор Путина и Трампа пока не планируется. С другой стороны, Рождество — хороший повод созвониться незапланированно.
Кулуарный переговорный процесс между Москвой и Вашингтоном не прекращается. Кремль при этом не раз заявлял, что не сторонник «мегафонной дипломатии». Поэтому публике остается довольствоваться лишь комментариями другой стороны, которая и формирует информационную повестку в СМИ, вовсе не придерживаясь моратория на «мегафонную дипломатию». Так, постпред США при НАТО Мэттью Уитакер рассказал Fox News, что на столе сейчас четыре документа: сам мирный план из 20 пунктов, отдельно гарантии безопасности, в том числе отдельно со стороны США, а также комплекс планов по экономическим вопросам, которые будут реализованы после прекращения огня.
Впрочем, объективная картина, в том числе на поле боя, и наращивание российских ударов по объектам на Украине с акцентом на военные и энергетические говорит о том, что Москва наращивает давление на Киев, дабы сделать его более сговорчивым. И ведь нельзя сказать, что до сих пор такая линия себя не оправдала. Возможно, в Москве рассчитывают, что Вашингтон все же додавит Киев до нужной кондиции сейчас еще и за дипломатическим столом. А если не додавит, то Трамп вспомнит свой не раз упоминавшийся тезис о надобности дать обеим сторонам еще посражаться, пока ситуация на поле боя создаст более благоприятную ситуацию для мирной сделки. Ну, что ж, российский президент тоже давал понять, что сейчас не против такого сценария.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

























