16+
Воскресенье, 28 декабря 2025
  • BRENT $ 60.80 / ₽ 4724
  • RTS1117.04
28 декабря 2025, 10:54 Общество

Все больше онлайн-платформ подводят персональную статистику для своих пользователей. Зачем?

Лента новостей

Сейчас каждое второе приложение предлагает вам посмотреть на какую-нибудь статистику — количества поездок, прослушанных песен, заказанных товаров или потраченных денег. С технической точки зрения это совершенно несложно, отмечают специалисты, зато создает иллюзию уникальности каждого пользователя и повод поделиться успехами с друзьями

Фото: © Яков Филимонов / Фотобанк Лори

Компании сводят счеты. В декабре онлайн-платформы традиционно подводят персональную статистику для своих пользователей. Эта функция — не новая, но ее внедряют все больше сервисов. В этом году, например, персональные итоги года впервые представили YouTube, «Сбер», Wildberries и ChatGPT. Зачем компании делятся статистикой и почему нам так интересны эти цифры?

Сейчас каждое второе приложение предлагает вам посмотреть на какую-нибудь статистику — количества поездок, прослушанных песен, заказанных товаров или потраченных денег. ChatGPT на основе запросов определит ваш архетип, покажет характерные формулировки и сгенерирует картинку, описывающую ваш год. Кинопоиск покажет статистику ваших просмотров в формате кинотитров, а YouTube определит, какие темы интересовали вас в разные периоды уходящего года.

Такая итоговая статистика проста в исполнении и очень эффективна, уверен президент Гильдии маркетологов Игорь Березин:

Игорь Березин президент Гильдии маркетологов «Появилось это по мотиву, что вот эти вот сервисы — это не просто какие-то организации, которые на нас зарабатывают, а наши друзья. Мы все время с ними, они все время с нами, как нам с ними, типа, было хорошо. Стоит это недорого. При нынешних возможностях статистических это вообще плевое дело — все эти расчеты сделать даже там для десятков миллионов людей, им разослать».

Законодателями тренда оказались музыкальные стриминги. Статистика таких сервисов и вправду дает богатую почву для ностальгии — напоминания в духе «как звучал ваш год» склонны вызывать улыбку. В России одной из первых персональные итоги года стала подводить «Яндекс Музыка» — и статистикой этого стриминга в рунете делятся чуть ли не чаще всего.

Продолжает основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door Алексей Пак:

Алексей ПакАлексей Пак основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door «В «Яндекс Музыке» они выпустили фишку с люменом. Ну с каким-то маскотом, который с вами ассоциируется, с вашим аккаунтом. Я это увидел, у меня там прикольный золотой дракон вышел, вот я сразу скинул своим друзьям, поделился, и они также зашли в эту маленькую фичу, тоже его запустили. Это бренд-менеджмент, по сути, и такой живой пиар. Причем самый эффективный, когда пользователи сами друг с другом делятся, без каких-либо принуждений к этому. Так как сейчас мы буквально никогда с вами не расстаемся с телефонами, то у приложения, на самом деле, много информации собирается о нас для того, чтобы делать какие-то такие мини-приколюшки, которые будут, условно говоря, создавать эмоциональную связь между пользователем и сервисом. Во всех итогах года там нет такой штуки, что вам пытаются что-то впарить прям сразу же в этом же экране, потому что иначе вы тогда отпугнете вот эту ламповость, взаимоотношение пользователя с сервисом просто убьете. Но самые крутые — это «Яндекс» и Т-Банк, на мой личный взгляд. К примеру, в Т-Банке прикольно посмотреть о том, что вы там в 0,01% попали людей, которые потратили денег на такси или каршеринг. Это такой элемент механики из игр, связано с тем, что, «о, я вот чуть-чуть особенный».

С чем связана такая коллективная потребность в подытоживании? Рассуждает психолог, коуч, бизнес-консультант Григорий Крамской:

— Человеку для построения будущего необходимо адекватно понять, что у него есть в настоящем и прошлом, и итоги года являются одним из поводов для того, чтобы построить стратегию перспективного будущего. Это может касаться как итогов пользования счетом в банке, итогов присутствия в социальных сетях, закупок на маркетплейсах, так и итогов реальных дел, совершенных в своей значимой жизни.

— Может ли оказывать негативное воздействие подведение итогов года, когда банки или маркетплейсы показывают, сколько клиент потратил денег?

— Это может стать поводом для того, чтобы расстраиваться, только для того человека, который уже и так расстраивается. Это его год, он не является сюрпризом, а если он является сюрпризом, то, скорее всего, человек не отдает себе отчета в том, что он делает в ежедневной практике.

А в принципе, как говорит Григорий Крамской, итоговая статистика — хоть финансовая, хоть музыкальная — может стать полезным материалом для рефлексии. Даже если она показывает, какое животное символизирует твой музыкальный вкус.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию