В двух крупнейших московских музеях произошли кадровые перестановки
Лента новостей
Ольга Галактионова, которая меньше года возглавляла Пушкинский музей, назначена директором Третьяковской галереи. А возглавлявшая ее Елена Проничева, по словам главы Минкульта Ольги Любимовой, покинула пост по собственному желанию. На место Галактионовой в Пушкинский пришла Екатерина Проничева, возглавлявшая ранее Владимиро-Суздальский музей-заповедник. О чем говорят эти перестановки?

Кадровой стабильности в Пушкинском музее нет уже как три года — за это время сменилось три директора: Елизавета Лихачева, которую сняли с должности после почти двух лет работы, Ольга Галактионова, назначенная на этот пост в январе 2025 года, и теперь Екатерина Проничева.
В начале карьеры Екатерина Проничева работала юристом, занималась правовым сопровождением сделок на рынке искусства. В 2013 году возглавила Департамент культурного наследия Минкультуры. А через два года стала гендиректором ВДНХ. При ней состоялись перезапуск музея в павильоне «Космос» и открытие музея славянской письменности «Слово». С 2018 года возглавляла комитет по туризму Москвы, а с 2022-го — Владимиро-Суздальский музей-заповедник. На этом посту она зарекомендовала себя как хороший управленец. То, что рано или поздно она перейдет в какую-либо московскую культурную инстанцию, было ожидаемо. Но сразу в Пушкинский — шаг сложный, так как ей предстоит стабилизировать музей после череды смен руководства, каждая из которых привносила свои изменения.
Младшая сестра Екатерины Проничевой Елена до последних дней была гендиректором Третьяковской галереи. Она сменила на этом посту Зельфиру Трегулову, с которой было решено не продлевать контракт после восьми лет работы. С 2013 по 2020 годы Елена Проничева была исполнительным директором Еврейского музея и центра толерантности, с 2020-го по 2023-й — главой Политехнического музея. В Третьяковке при ней завершилось строительство корпуса на Кадашевской набережной, прошли громкие выставки Рериха, «Передвижники», Кустодиева, Брюлова и Дейнеки, а также появились филиалы Третьяковки в Самаре и Калининграде. Буквально месяц назад она давала интервью ТАСС, в котором делилась планами на грядущий год. Уход Проничевой по собственному желанию и отсутствие альтернативного назначения сильно удивили культурное сообщество. При этом Ольга Любимова отметила вклад Проничевой, выразив надежду на будущее сотрудничество.
Не менее неожиданным стало и назначение на пост главы Третьяковки Ольги Галактионовой. Но, с другой стороны, до Пушкинского музея она руководила музейно-выставочным центром РОСИЗО, фокусирующимся на русском искусстве. Поэтому ее переход выглядит логичным возвращением к профилю. В РОСИЗО при ней были созданы крупные выставочные проекты, посвященные, например, Кукрыниксам и Филонову, а также выставка «ДК СССР».
Перестановки говорят о глубочайшем кадровом дефиците топ-менеджеров российских музеев, считает искусствовед, журналист The Art Newspaper Russia Софья Багдасарова. Скамья запасных кончилась еще в прошлом году, когда Галактионова стала главой Пушкинского музея. Уже тогда стало понятно, что выбирать особо не из кого. О предстоящих вызовах рассуждает Софья Багдасарова:
Софья Багдасарова искусствовед, журналист The Art Newspaper Russia «Назначение Ольги Галактионовой на пост главы Третьяковской галереи вызывает определенные ожидания, потому что она известна своим кардинальным подходом к кадровому вопросу. Третьяковская галерея только привыкла к кадровой политике Елены Проничевой. Мы ждем, что Екатерина Проничева займется наведением порядка в Пушкинском музее. Главной проблемой сейчас остается стройка музейного городка. Должны были открыть депозитарий и дом Стуловых — не открыли ни при Лихачевой, ни при Галактионовой. Галактионова во время пребывания на посту главы Пушкинского музея отменила издательскую программу Пушкинского музея. Мы очень надеемся, что Проничева ее вернет. Перед Третьяковской галереей встают не такие острые задачи — остается открыть только филиал во Владивостоке, строительство которого активно продолжается, открыть малые музеи в Москве — филиалы, которые запланировала еще Трегулова, для них нужно финансирование, это дом Корина, музеи-мастерские Голубкиной, Кабакова и Булатова. То есть Третьяковка находится в гораздо более стабильном состоянии, и задача нового директора — сохранить эту линию. Вероятно, сотрудники, которых Галактионова привела в Пушкинский музей, могут присоединиться к ней в Третьяковской галерее. Вероятно, РОСИЗО активно включится в деятельность Третьяковской галереи, что выглядит логично, потому что деятельность РОСИЗО — это русское искусство, которым Третьяковка и занимается, в отличие от Пушкинского музея».
Одному музею возвращают почву под ногами, другому задают динамичный вектор. Справятся ли новые руководители со своими миссиями, покажет время.
Рекомендуем:




Рекомендуем:


























