Земельный тендер, который не выиграть
Муниципальные земельные аукционы стали инструментом вымогательства
Лента новостей
Предприниматель из Калужской области попытался арендовать заброшенный муниципальный участок, но столкнулся с затяжной процедурой и электронным аукционом, в ходе которого неизвестные участники требовали деньги за отказ от торгов. История оказалась типичной для подобных аукционов

Слушатель Бизнес ФМ Антон из Калужской области решил расширить свою мини-пасеку и рядом взять в аренду небольшой участок заброшенной земли. Простая и доступная процедура обернулась денежными вложениями, волокитой и, в конце концов, гостендером, в ходе которого Антона шантажировали. Такая же история и у его соседа. Выяснилось, что все это давно распространенная и обкатанная схема заработка аферистов на торгах.
Антон живет в дачном поселке в Калужской области. Говорит, для новых ульев расчистил небольшой участок рядом. Земля муниципальная, находится в статусе для ведения подсобного хозяйства, но уже много лет заброшена и заросла бурьяном. Сначала Антон попытался оформить землю через «Госуслуги». Для этого нужно провести межевание границ. Местная администрация брать это на себя была не готова. Предприниматель сделал все за свой счет — вышло 25 тысяч рублей.
Затем в администрации ему сообщили, что на участок появились другие желающие. И потому вместо подписания договора аренды с Антоном они вынуждены выставить землю на электронные торги. Прошло еще два месяца, и на площадке «Сбербанк АСТ» начался аукцион. Стартовая цена аренды — 3400 рублей в год. Продолжает Антон:
— Появляются сразу люди, которые поднимают стоимость. Примерно когда стоимость выросла уже до 20 тысяч, нам позвонили и сказали, что вот, мы готовы отказаться от участия, нужно будет заплатить.
— Вам позвонил другой участник торгов, который говорит: я готов отказаться от лота в твою пользу, но ты мне заплати?
— Он представился как брокер, который действует в интересах одного из участников торгов. Судя по ставкам, которые происходили на торгах, как минимум там было два участника, которые ставки поднимали постоянно целый день. У соседа такая же история. Тоже позвонили и предложили 20 тысяч заплатить. Мы обращались в администрацию, они в курсе этой схемы, потому что случаи постоянные.
— А что говорит администрация?
— «Ну, подождите, сейчас, мы вторые торги проведем, вероятность 50 на 50. Либо они снова будут вам звонить, просить денег, либо, может быть, отстанут от вас». Мы звоним из «Сбербанк АСТ», спрашиваем. Они говорят: «Ну да, есть такие у нас проблемы, но мы ничего не можем сделать. Они действуют в рамках закона». Их могут заблокировать, внести в черный список тех, кто не может участвовать в торгах.
После звонка неизвестных Антон отказался и от их требований, и от участия в торгах. Затем и два оставшихся участника, после того, как поспособствовали росту цены, от земли отказались. В итоге Антон не получил участок, а государство — арендную плату.
Самое абсурдное, что ничто не помешает тем же предприимчивым товарищам подать заявки на участие в новом аукционе и снова названивать Антону. По закону они должны попасть в реестр недобросовестных участников аукционов от ФАС и получить двухлетний запрет на участие в торгах. Но те, кто звонили Антону и требовали деньги, пользовались для участия в тендере чужими данными, а значит, и в реестр попадут подставные лица и фирмы, поясняет кандидат юридических наук, партнер юридической компании «Неделько и партнеры» Константин Стичинский.
Константин Стичинский кандидат юридических наук, партнер юридической компании «Неделько и партнеры» «Участие в таких торгах для юридических лиц неограниченно. Граждане, индивидуальные предприниматели вполне могут в них также участвовать. Соответственно, возможно использование неблагонадежных граждан для этих целей, которым в принципе больше одного раза это и не нужно. Тe выгодоприобретатели звонков, которые звонят на самом деле, к которым условно уходят деньги, сами в торгах не участвуют. Ну, благо, страна у нас большая. Учитывая, что период нахождения в реестре достаточно небольшой, всего два года, таким образом, постоянно можно, имея, скажем так, определенный пул данных, проводить оборот — кто-то входит в реестр, кто-то из него выходит».
И власти, и «Сбер» об этой схеме знают, говорит Антон. Но сделать ничего не могут, потому что формально все по закону.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

























