Начал новый бизнес — и остался без аванса
Предприниматели сталкиваются с усиленным банковским контролем
Лента новостей
В редакцию Бизнес ФМ обратился предприниматель, который недавно открыл строительную компанию, но банки начали блокировать платежи. В чем он мог ошибиться? И что его история говорит об особенностях ведения бизнеса в нынешнее время?

История московского предпринимателя, открывшего строительную компанию, показывает, с какими трудностями сегодня сталкивается новый бизнес при работе с банками. Усиленный финансовый контроль приводит к блокировкам платежей даже при наличии контрактов и авансов.
Алексей Голицын меньше года назад пришел в строительный бизнес. Открыл ООО со счетом в крупном банке. Осенью получил контракт на строительство в Ленинградской области и аванс в 10 млн рублей. Банку что-то показалось подозрительным. Алексей предоставил по запросу пакет документов. Банк потребовал дополнительные бумаги. Предоставил. Оказалось мало, и менеджеры начали задавать вопросы, на которые предприниматель, по его словам, не стал отвечать, потому что они затронули совсем уж конфиденциальную сферу. Тогда банк потребовал закрыть счет. Алексей перевел деньги в другую финансовую организацию. Но и там с ним отказались работать. И только в третьем банке операции проводят, но с большими задержками, требуя пакет документов на каждый перевод. А заодно стали блокировать платежи со стороны заказчика. В банке в итоге объяснили причину.
Алексей Голицын предприниматель «Мы стали находиться в красной зоне площадки «Знай своего клиента». Соответственно, все банки, которые работают с площадкой Центробанка «Знай своего клиента», ЗСК, фактически эти компании блокируют либо не принимают от этих фирм платежи. Либо своим контрагентам блокируют платежи на расчетные счета фирмы, которая находится в красной зоне ЗСК. У нас банки выполняют функцию экономической полиции, наверное, это так можно назвать».
Мы пересказали историю Алексея его коллегам по бизнесу, юристам, финансистам. Здесь несколько аспектов. Первый. Насчет, как выразился собеседник, «экономической полиции» в лице банков. Это действительно так. ЦБ вместе с Росфинмониторингом и налоговой внимательно следит за финансовыми потоками. Одна из функций ЦБ — надзор за банками, и именно кредитные организации первыми должны отслеживать подозрительные операции. Иначе их же может наказать регулятор. Причем уровень подозрительности за последние годы вырос. Продолжает гендиректор компании FinHelp Павел Вешаев.
Павел Вешаев гендиректор компании FinHelp «Фискальный контроль объективно усиливается. И во многом он делегирован банкам, которые блокируют счета, блокируют операции. Если раньше он был сосредоточен на десятках и сотнях миллионов рублей, то сейчас он опускается до миллионов и даже до сотен тысяч».
Второй момент. Речь идет о строительной сфере. Там традиционно было много серых схем. В первую очередь обналичивание. В прошлые годы на стройку и торговлю приходилось 30% этого нелегального рынка. Но и здесь идет обеление.
Гендиректор проектно-строительной компании «Атлант» Дмитрий Минин рассказывает, что регулярно встречается с менеджерами банка, обсуждая новые проекты. Им самим тщательно приходится проверять всех контрагентов. Причем с индивидуальными предпринимателями, которые работают без НДС, сейчас вообще не стоит связываться. И лучше позднее начать стройку, чем получить проблемы с налоговой в будущем.
Дмитрий Минин гендиректор проектно-строительной компании «Атлант» «Для того чтобы выйти на объект, мы тратим сильно больше времени, чем это было раньше, так как мы детально прорабатываем каждый шаг. Потому что иначе через год, через два мы будем вынуждены потерять деньги еще, доплачивая налоги нашему государству, потому что налоговая видит вообще все».
Третье. Несколько лет назад блокировки счетов компаний по «антиотмывочному» 115-му федеральному закону были довольно массовым явлением. Сейчас о них слышно меньше. Компании привыкли, что за обоснованность каждой транзакции, возможно, придется ответить перед банком. Даже, например, за представительские расходы. Лучше сохранить переписку с партнером, с которым договорились встретиться в ресторане, и чек за ужин. Не говоря уже о непосредственной деятельности, потому что банкам давно мало одних бухгалтерских документов. Случай из практики вспоминает член Палаты налоговых консультантов Елена Теленова.
Елена Теленова член Палаты налоговых консультантов «У меня в практике было такое, когда мы таким образом помогали грузоперевозкам, и мы фотографировали фуры, снимали видео, как они выезжают на МКАД. Как они загружаются, разгружаются. И это сняло все недомолвки между бизнесом и банком».
У Алексея Голицина бизнес пока все-таки идет. Только вместо аванса он тратит собственные средства. Иначе вовремя не рассчитаться с партнерами и рабочими. Сейчас он подает обращение в ЦБ, чтобы его компанию убрали из красной зоны. И, судя по рассказу предпринимателя, ошибка была в том, что он не стал отвечать на все вопросы самого первого банка. Который, вероятно, и внес его юрлицо в список подозрительных. А больше всего ему обидно, что изначально он хотел полностью работать в белую. Но, видимо, сейчас, особенно если только выходишь на рынок, стоит вести себя примерно как на досмотре в аэропорту. Иначе заподозрят, не пустят, да еще и накажут.
Рекомендуем:




Рекомендуем:


























