Собственником картин Рериха снова стал МЦР
Лента новостей
Мосгорсуд отменил передачу в госсобственность почти 300 работ Николая Рериха и его сыновей, а также оставил без рассмотрения заявление прокуратуры о признании культурных ценностей бесхозными. Таким образом, собственником картин снова является Международный центр Рерихов. Но эти произведения уже девять лет находятся в Государственном музее Востока. И эта история еще далека от финала

Корни конфликта уходят в начало 1990-х. Сын Николая Рериха Святослав, тоже художник, принял решение передать наследие семьи — тысячи картин, личные вещи и архив — в Россию. Но с одной оговоркой: это должен быть общественный музей. Рерих категорически был против того, чтобы картины оказались под крылом министерства культуры. В 1990 году он завещал коллекцию Советскому фонду Рерихов, а незадолго до смерти, в 1992-м, как утверждают в Международном центре Рерихов, подтвердил права уже им у нотариуса в индийском Бангалоре. Под музей государство выделило усадьбу Лопухиных в центре Москвы. Но в Минкульте всегда считали права на наследие сомнительными.
Новый виток противостояния начался весной 2017 года, когда в центр Рерихов пришли силовики. Поводом стало уголовное дело в отношении экс-главы Мастер-банка Бориса Булочника, обвиняемого в мошенничестве и преднамеренном банкротстве. Увлекавшийся учением Рерихов и тративший, по данным Forbes, на поддержку музея до 150 млн рублей ежегодно, он был главным меценатом центра. Следствие заявило, что на похищенные у вкладчиков средства он скупал по всему миру полотна художников и дарил их МЦР. Обвинение настаивало, что это была схема по легализации и сокрытию активов. В 2025 году его приговорили к десяти годам колонии.
Возвращаясь к МЦР. Оттуда в рамках обыска в марте 2017 года изъяли около 200 экспонатов. При условии, что в деле Булочника из этих 200 фигурировали лишь девять картин, которые, по версии обвинения, были приобретены в период вменяемых экс-банкиру финансовых махинаций — в 2011-2013 годы.
Уже через две недели после обысков Арбитражный суд постановил выселить МЦР из усадьбы Лопухиных. Иск подал Музей Востока, которому Росимущество передало здание в оперативное управление. В центре это называли не иначе как «рейдерским захватом», инициированным Минкультом. Музей Востока планировал создать в особняке государственный музей семьи Рерихов, но эти планы так и не реализовались.
И это не все. Летом 2025 года столичная прокуратура добилась признания картин бесхозным имуществом и их обращения в госсобственность. Как объяснил Бизнес ФМ адвокат Андрей Дроздов, проблема первого процесса заключалась в том, что центр не был к нему привлечен: уведомлений не направляли, и организация не могла защитить свои права. А в апелляционной инстанции МЦР уже представил документы, доказывающие, что происхождение многих предметов никак не связано с уголовным делом Булочника.
Для вице-президента Международного центра Рерихов Александра Стеценко решение Мосгорсуда о возврате собственности было ожидаемым:
— У организации изъяли огромное количество наследия — около 900 картин и рисунков, общий объем — в пределах 15 тысяч музейных предметов.
— Ранее Ольга Любимова говорила о необходимости создания государственного общественного музея на базе коллекции.
— Государство еще в 1958 году пообещало, что министерство культуры создаст государственный музей, когда Юрий Николаевич Рерих привез в Советский Союз первую часть наследия. Оно было огромным. Наследие взяли, а где государственный музей? Почему Рерих выбрал, что необходимо создать общественный музей? Есть два ответа на этот вопрос. Первый — сам Николай Константинович создавал эти общественные музеи, это было одним из элементов его концепции культуры. Второе — Святослав Николаевич получил обещание президента Горбачева, что если он безвозмездно передаст вторую часть наследия в Россию, то будет создан общественный музей и для его обеспечения работы будет предоставлено место. Более 26 лет музей работал на благо России. И что случилось? Почему нужно было нападать, забирать, разрушать? Это такая болезненная тема.
Спустя девять лет наследие Рерихов снова принадлежит МЦР. Но физически по-прежнему находится в Музее Востока. Защита центра намерена добиваться возврата коллекции, указывая на то, что прокуратура фиксировала нарушения в условиях хранения этих ценностей, например на выставках Музея Востока на ВДНХ.
Искусствовед, автор телеграм-канала «Блог директора» Елизавета Лихачева настроена скептически в отношении будущего экспонирования полотен. Но решение Мосгорсуда стало для нее неожиданностью:
— Для меня Рерих — очень неплохой художник рубежа веков, который в какой-то момент ушел в эзотерику, а это точно не моя тема. Но у него достаточно большое количество поклонников. Рерих — дорогой художник. Главным образом потому, что на рынке его практически нет — в свое время Булочник все, что нашел, скупил. Последний раз, когда я имела дело с Рерихом, небольшой карандашный набросок Рериха-старшего стоил от 1,5 млн рублей, а акварель — около 25 млн рублей.
— Относительно завещания Святослава Рериха.
— Это как с домом Мельникова — настолько длинная, запутанная история юридических споров, отношений, бесконечных завещаний, изменений этих завещаний. Что касается решения суда, это, конечно, абсолютный нонсенс. Обычно решение суда о переходе собственности в пользу государства не отменяют. Очевидно, юридическая позиция центра в данном случае оказалась сильнее, чем позиция в том числе министерства культуры. Могу сказать одно: этого Рериха мы еще долго не увидим.
— Вряд ли, что их выставят где-то теперь?
— Да, сейчас будут бесконечные апелляции, снова выяснение отношений.
Так что решение Мосгорсуда — лишь очередной эпизод в затяжном конфликте.
Редакция Бизнес ФМ направила запросы в Государственный музей Востока и министерство культуры с просьбой прокомментировать решение суда и судьбу наследия Рерихов. На момент публикации материала ответ не поступил.
Рекомендуем:




Рекомендуем:


























