Стоит ли бояться глобальной слежки
Лента новостей
Парадокс: чем меньше персональных данных пользователь Сети оставляет в Интернете, тем меньше сервисов он получит. Так устроена «информационная экономика», и бояться ее нет оснований
Путешествуя по Сети, вы становитесь частью «информационной экономики». Сведения, почерпнутые из ваших сообщений, — это двигатель современной коммерции, пишет газета The Wall Street Journal. При этом многие люди испытывают беспокойство, тревогу и даже шок, когда узнают, что их данные «утекают» во всемирную паутину без их ведома. Кто собирает персональную информацию, зачем, и может ли это повредить пользователю? Возможно ли оградить себя от «всевидящего ока» Интернета? Такими вопросами задается американское издание.
Интернет — это интерактивная среда, в которой люди должны учиться управлять личной информацией, чтобы не допустить ее нежелательного распространения. При каждом выходе в Сеть на компьютере пользователя сохраняется история его посещений — cookie-файлы. Сайты могут использовать эту информацию для того, чтобы «узнавать» постоянных посетителей, а различные компании — для определения пристрастий человека и даже его платежеспособности. «Cookie-файлы представляют собой тайную угрозу конфиденциальности, как курение — скрытую угрозу для здоровья», пишет The Wall Street Journal. Но, прежде чем заходить в настройки браузера и отменять сохранение сookies, пользователи должны задать себе вопрос, напрямую связанный с круговоротом информации в онлайн-мире: что я получу взамен?
Почему такие компании, как Google, могут тратить миллионы долларов на развитие бесплатных сервисов, например, своей поисковой системы, почты и т.п.? Это возможно благодаря существованию интернет-рекламы. И это касается не только Google. Такие ресурсы, как Facebook, Yahoo, MSN, тысячи блогов и новостных сайтов используют доходы от рекламы для своего развития.
Таргетированная или адресованная конкретному потребителю реклама ценится выше, чем реклама, направленная «на кого попало». Маркетологи готовы платить больше, чтобы адресовать свои послания именно тем людям, которым могут быть интересны их продукты или услуги. «Если пользователи будут оставлять меньше информации о себе в Интернете, Веб будет предоставлять меньше информации для них. Бесплатный контент не исчезнет, но если потребители не позволят себя персонифицировать, его станет гораздо меньше в Сети», — написал в своей статье для The Wall Street Journal руководитель исследований по информационной политике Института Катона (Cato Institute — американский экспертно-аналитический центр) Джим Харпер (Jim Harper).
То, что определенные сведения о пользователях собираются поисковиками и различными ресурсами, — далеко не секрет. Никто и не отрицает таких возможностей. «Поисковые сервисы собирают обезличенную статистику по количеству запросов, — рассказал BFM.ru руководитель проекта Поиск@Mail.Ru Владислав Шабанов, — У Mail.Ru есть возможности сортировать данные по полу и возрасту пользователей, которые указывают эти сведения при заполнении анкеты в Почте @Mail.Ru или социальной сети Мой Мир@Mail.ru. Эти сведения используются исключительно для внутренних целей, а именно — для улучшения качества поиска. Владельцев поисковиков абсолютно не интересует, что искал Иванов или Сидоров в Сети, им важно количество поисковых запросов по той или иной теме, группе товаров и т.д».
«Возможность показывать рекламу именно тем, кто потенциально заинтересован в том или ином товаре или услуге для рекламодателей — одно из преимуществ Интернета как рекламной площадки, — рассказала BFM.ru пресс-секретарь компании «Рамблер» Марина Анисимова. Такая реклама, с одной стороны, эффективна и выгодна для рекламодателя, с другой — она не раздражает пользователя, так как учитывает его интересы и потребности, зачастую помогает ему найти именно то, что он ищет».
Интернет давно перестал быть только средством для поиска информации и общения — растет популярность онлайн-торговли, и пользователи все чаще отдают предпочтение покупкам в Сети. По мнению специалистов, немаловажную роль играет правильный выбор целевой аудитории, который возможен благодаря сбору определенной информации о пользователях. Однако речь идет вовсе не об определении конкретного человека — система работает иначе. «Сервис автоматически определяет ключевые слова в запросе, например, «похудеть» и выводит релевантные этим словам объявления рекламодателей. Таким образом, пользователь видит только ту рекламу, которая ему интересна в данный момент. При этом рекламные объявления специальным образом выделяются, чтобы пользователь не перепутал их с результатом поисковой выдачи», — рассказал руководитель проекта Поиск@Mail.Ru.
«Все больше людей используют Интернет для того, чтобы заказать и приобрести различные вещи. В данном случае таргетированная реклама именно помогает человеку выбрать и купить то, что ему нужно», — подтвердила Марина Анисимова.
Что касается злоупотреблений персональными данными, то представители российских поисковых систем отрицают такую возможность. «Для правильного таргетирования используются как данные профайла, так и история поисковых запросов пользователей. Но эти данные остаются абсолютно конфиденциальными, они обрабатываются автоматически и не формируются ни в какие базы, — говорит пресс-секретарь «Рамблера», — Естественно, никаким рассылками писем «с предложениями о снижении веса» мы не занимаемся – это уже чистой воды спам, которого уважающий себя и своих пользователей ресурс не допустит».
По мнению Владислава Шабанова, приватность — один из важных критериев, которыми пользователи руководствуются при выборе интернет-сервисов. «Разглашение, а тем более продажа информации о серфинге пользователей Сети моментально приведут к отказу людей от такого сервиса и негативно скажется на репутации компании и ее бизнесе», — считает он.
Выбор между широкими возможностями, разнообразием контента, удобством сервисов в Интернете и «глобальной слежкой», по мнению специалистов, перед пользователями пока не стоит. По словам Александра Шабанова, «анонимность не может повлиять на количество контента. Но многие интернет-ресурсы на основе информации о пользователе могут предоставлять более удобные и качественные сервисы. А ряд онлайн-сервисов при условии полной анонимности становятся абсолютно бессмысленными, например, соцсети. Чтобы найти в Сети старого друга, связь с которым была потеряна, необходимо, чтобы этот человек был зарегистрирован под своим настоящим именем».
Определенная информация действительно становится доступна для маркетинговых компаний, но это гораздо безобиднее, чем, например, целенаправленные хакерские атаки, от которых, как уже не раз признавали специалисты, не существует 100% защиты. «В любом случае у человека всегда есть выбор: пользоваться комфортным сервисом, настроенным с учетом его места проживания, его интересов, или отказаться от этих удобных настроек, благодаря которым интернет-сервисы автоматически отображают погоду того города, в котором живет пользователь, показывают новости, вакансии, информацию культурных события его региона, и т.д», — подытожил Александр Шабанов.