16+
Четверг, 18 апреля 2024
  • BRENT $ 86.92 / ₽ 8198
  • RTS1154.75
28 марта 2016, 11:05 ОбществоПроисшествия
Актуальная тема: ЧП

Boeing разбился в Ростове из-за спора пилотов?

Лента новостей

С такой версией выступила газета «Коммерсантъ». При этом подобные сведения уже прокомментировали в Межгосударственном авиационном комитете

Вид на взлетно-посадочную полосу аэропорта, где при посадке разбился пассажирский самолет Boeing 737-800 авиакомпании FlyDubai.
Вид на взлетно-посадочную полосу аэропорта, где при посадке разбился пассажирский самолет Boeing 737-800 авиакомпании FlyDubai. Фото: Максим Григорьев/ТАСС

Пилоты рухнувшего лайнера FlyDubai могли спорить о том, как спасти самолет, за несколько секунд до катастрофы. Об этом сообщает «Коммерсантъ», ссылаясь на близкий к расследованию источник. Газета утверждает, что теперь расшифровка параметрического и речевого самописцев указывает на то, что основной версией крушения в ростовском аэропорту теперь считается ошибка экипажа. При попытке поднять самолет после неудачного захода на посадку пилотирующий летчик, видимо, слишком сильно задрал нос машины, обеспечив таким образом потерю скорости и сваливание. В кабине из-за этого якобы возникла ситуация, в которой пилоты направляли самолет в разные стороны. Напарник кричал управляющему пилоту: «Куда летишь? Стоять!»

Одним из обстоятельств, указанных в статье, являлось то, что из-за шквалистого, постоянно меняющего свое направление ветра плохо работал так называемый автомат тяги Boeing. Он обеспечивает движение самолета по заданной траектории снижения или подъема в режиме автопилота. С учетом этого уходить на очередной круг экипаж решил уже в ручном режиме. На высоте около 270 метров один из пилотов нажал клавишу, задающую машине команду для ухода на второй круг, и отключил автопилот. Однако экипаж, как пишет «Коммерсантъ», не учел специфику перехода Boeing-737 из режима посадки в режим набора высоты. Дело в том, что при заходе на полосу под автопилотом лайнер находится в довольно сложной конфигурации: его руль высоты отклонен на пикирование, а хвостовой стабилизатор при этом работает в противоположном направлении, задирая нос машины. Если уход на второй круг происходит в автоматическом режиме, положение всех рулей плавно меняет бортовой компьютер. Но в случае же совершения этого маневра вручную, пилот инстинктивно тянет штурвал на себя, в итоге Boeing вместо плавного набора высоты слишком резко устремляется вверх.

Пилоты FlyDubai, как полагают эксперты, из-за усталости или отсутствия опыта этот маневр лайнера не распознали. Когда же скорость самолета, вышедшего на закритические углы атаки, начала стремительно падать, пилоты растерялись и стали выполнять противоположные действия. Управляющий пилот, продолжая подъем, попытался набрать скорость, увеличив режим работы двигателей до взлетного. Его напарник полагал, что в первую очередь следует опустить нос Boeing. Он вразумлял партнера криками и одновременно пытался прекратить набор высоты, отталкивая от себя свой штурвал.

Экипаж согласовал свои действия только тогда, когда самолет уже летел вниз. Однако к этому времени было уже поздно — неуправляемый Boeing со скоростью 325 км/час и под углом около 45 градусов несся к земле. В оставшиеся до столкновения несколько секунд оба пилота лишь кричали от ужаса и отчаяния.

При этом в Межгосударственном авиационном комитете заявили: «Сотрудники МАК данную информацию не давали ни «Коммерсанту», ни кому-либо еще, и подтвердить или опровергнуть ее достоверность мы сейчас не можем». Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Артура Мурадяна, помощника председателя комитета.

Версию издания о несогласованности действий пилотов Boeing для Business FM прокомментировал летчик гражданской авиации, инструктор в тренажерном центре Boeing, Алексей Базеев:

Алексей Базеевинструктор в тренажерном центре Boeing«Когда самолет уходит на второй круг, еще увеличивается режим работы двигателя — они тоже не ровно установлены, а с небольшим наклоном вверх, то есть дают еще и положительную тяги. Часть тяги двигателей направлена вверх, поэтому, когда он резко уходит на второй круг, вот самолет и начал тогда задирать нос. Никто его не тянул никуда, наоборот, в этом случае необходимо еще и отдавать штурвал от себя, чтобы он не сильно задирал нос. А потом они решили, что по какой-то причине автопилот не справляется, или что-то им пришло в голову, они автопилот отключили. И когда они отдали штурвал от себя, тогда вместо того, чтобы плавно опускать нос, самолет взял и нырнул, вот где, насколько я понимаю, на сегодняшний день критическая точка. То есть когда они отдали штурвал от себя, самолет нырнул, а дальше они уже начали кричать: «Тяни! Не делай этого!» и прочее. Конечно они теоретически могли не знать о такой особенности, что самолет может уйти в сваливание. Другое дело, что поведение Boeing в данном случае, потому что у него работает не только руль высоты, но и стабилизатор, там двойное управление по высоте, в таких условиях — очень плохие, большие вертикальные порывы, самолет мотало вверх-вниз, и стабилизатор не успевал отрабатывать — получилось так, что стабилизатор самолета, когда они отдали штурвал от себя, в этот момент еще и отработал на пикирование. То есть мало того, что они руль высоты перевели на пикирование, еще и отработал стабилизатор на пикирование. И когда они попытались вытянуть, вот вы понимаете, стабилизатор стоит на пикировании, руля высоты в этот момент не хватает, то есть самолет не свалился, они его вытащить не могли, там два белых медведя не вытащат, и не хватило им времени. Стабилизатор, может быть, и пошел потом отрабатывать на кабрирование, чтобы вывести, но уже времени не хватало. Другое дело, что в той же Казани все свалили практически на экипаж. Естественно, у экипажа были ошибки, а про технику там ни слова не сказано, а там параметрически тоже самописец расшифровали, насколько я знаю, нормально, там на этом моменте почему-то не акцентировано внимание».

Ростовская катастрофа, по мнению специалистов, оказалась довольно похожа на другую авиакатастрофу, произошедшую в 2013 году в аэропорту Казани. Тогда экипаж Boeing, уходя на второй круг из-за сложных метеоусловий, также вывел самолет на закритические углы атаки и «уронил» его в результате потери скорости и дальнейших несогласованных действий летчиков.

«Коммерсантъ» отмечает, что распознать по записи переговоров в кабине достаточно сложно. Дело в том, что в своем последнем коротком диалоге пилоты не упоминают должностей или имен друг друга, а тембры и интонации их голосов оказались очень похожи.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию