Корабли дают течь в первые месяцы экономического подъема
Кто знал, что ипотека в США приведет к почти полному коллапсу мировой финансовой системы? Перестраховщики. Они были довольно хорошо осведомлены об этом еще за год до начала кризиса — благодаря сбору данных о неудачах и катастрофах за несколько веков
Читать на полной версииКогда в начале этого года исландский вулкан Эйяфьядлайокудль начал извергаться, через пять дней остановились три автосборочные линии компании Nissan Motor в Японии, потому что ирландский поставщик не мог осуществить поставки из-за вулканического пепла. На заводе BMW в Южной Каролине, США, работа встала после того, как возникли перебои с поставками компонентов из Германии.
«Какова была вероятность того, что это все случится?», — задается вопросом журнал Bloomberg Businessweek. И отвечает: с подобными проблемами имеет дело крупнейший в мире перестраховщик Munich Re, один из гигантов отрасли наряду со Swiss Re и компанией Gen Re, принадлежащей Berkshire Hathaway.
Они продают страховые полисы страховым компаниям, чтобы покрыть риски страхователей. Это дает Munich Re — компании со 130-летней историей — беспрецедентное понимание того, что плохого может случиться в мире и в мировой экономике, где вычисление форс-мажорных ситуаций становится все более и более сложным. «За последние 7-10 лет в риск-менеждменте произошли самые значимые изменения, — говорит главный специалист по рискам в Munich Re Йоахим Ёшлин. — Сегодня дело не только в сборе данных, но и в попытках высчитать взаимосвязь вещей».
Специалисты Munich Re изучают, в частности, извержения вулканов, но, по их словам, по-прежнему ощущается недостаток мощностей для предсказания точной цепи последствий от подобных бедствий.
В своем офисе в стиле необарокко в мюнхенском Английском саду специалисты перестраховщика корпят над данными, которые помогут им вычислить вероятности головокружительного числа неудач.
Они знают: вероятность того, что Лос-Анджелес пострадает от крупного землетрясения в ближайшие тридцать лет, составляет почти 97%. А вероятность того, что 60-летний среднестатистический американец умрет от сердечного приступа к 70 годам, равна 3,2% для некурящего и 8,4% для курильщика.
Эксперты Munich Re ищут паттерны в данных о предыдущих несчастных случаях: так, они обнаружили, что чаще всего корабли дают течь в первые месяцы экономического подъема. Причина такой неочевидной взаимосвязи в том, что в период экономического спада суда часто простаивают в сухих доках, где дерево рассыхается, оставляя щели для воды.
Особое внимание перестраховщик уделяет тому, что он называет «развивающимися рисками»: зачастую безобидные тенденции могут нести семена бедствий — начиная от роста цен на артаукционах (что может увеличить кражи) до повсеместной установки на крышах домов солнечных панелей (повышающих риск возгорания).
Кто знал, что ипотечные продукты в США приведут к почти полному коллапсу мировой финансовой системы? В Munich Re об этом были довольно хорошо осведомлены. Аналитики перестраховщика в 2007 году высчитали, что обеспеченные долговые обязательства намного рискованнее, чем обычные.
Компания разработала новую стратегию для своих клиентов из финансового сектора, установив более жесткие лимиты по потенциальным потерям по рискованным инструментам, и вышла из кризиса в хорошей форме. В 2009 году прибыль мюнхенского перестраховщика выросла на 53% — до 3,5 млрд долларов. Одним из крупных инвесторов компании является миллиардер Уоррен Баффет.
За 30 лет частота наводнений выросла в три раза
Один из новых рисков, за которым пристально следит Munich Re, — изменение климата. У компании есть одна из наиболее полных в мире баз данных по стихийным бедствиям с информаций за несколько веков.
Как следует из этих данных, частота крупных наводнений в мире выросла более чем втрое с 1980-х годов, а частота ураганов и штормов — более чем в два раза. «Глобальное потепление — это реальность, и оно затрагивает наш бизнес», — говорит Питер Хопп, возглавляющий подразделение по исследованию изменений климата в Munich Re.
Сейчас этот перестраховщик является одним из главных сторонников развития возобновляемых источников энергии и даже вступил в проект, целью которого является развитие солнечной энергетики в Сахаре и переправки ее по Средиземному морю в Европу.
Коллеги мюнхенской компании — Swiss Reinsurance Co. — заявили, что страховые потери от природных катастроф к ноябрю 2010 года уже превысили потери за весь 2009 год на 34% и достигли 36 млрд долларов. Экономические потери за 2010 составили 222 млрд долларов — против 36 млрд долларов за 2009 год, по данным Swiss Re.
«У каждого есть свой термостат риска»
Человеческое поведение — еще один риск, который изучают специалисты компании. Райнер Закс, возглавляющий подразделение по исследованию развивающихся рисков, проводит дни, ломая голову над тем фактом, что при резком росте смертности на дорогах за последние годы уровень серьезных повреждений из-за аварий не вырос.
По его мнению, с подушками безопасности и другими функциями систем безопасности водители склонны к более рискованному поведению, так как верят, что их автомобили более безопасны. «У каждого есть свой термостат риска. Мы вводим снижающие риск устройства, которые должны сделать жизнь безопаснее, и меняем наше поведение, чтобы сделать жизнь более интересной», — говорит Закс.
Подобные идеи могут помочь перестраховщику при разработке компьютерной модели для прогнозирования вероятности инцидентов при большом диапазоне параметров, в том числе, для финансовых рынков. Как считает Райнер Закс, подобный «термостат риска» фигурировал и в мировом финансовом кризисе. «Когда люди инвестировали в ипотечные продукты, они покупали хеджирующие продукты и чувствовали себя в безопасности», — говорит эксперт.
Впрочем, другие модели человеческого поведения сопротивляются попыткам прогнозирования: например, терроризм. Хотя страховщики могут сделать выкладки, изучив действия группы людей, «вы не можете создать модель принятия решения небольшой группы». «Мы убеждены, что от терроризма застраховать нельзя», — говорят эксперты Munich Re.