Самое суровое наказание — пожизненное лишение свободы — потребовал сегодня назначить прокурор Москвы Сергей Куденеев 29-летнему юристу компании «Ригла» Дмитрию Виноградову, который осенью прошлого года расстрелял у себя на работе семерых коллег, шестеро их них погибли. Сам подсудимый в последнем слове призвал людей не брать с него пример. Приговор Мосгорсуд огласит 9 сентября.

В суде по громкому делу прокурор города Сергей Куденеев появился в первый и в последний раз. Весь процесс вместо него провел гособвинитель Александр Ремизов. Однако в прениях сторон место на трибуне Ремизов уступил начальнику.

В своей речи Сергей Куденеев сожалел, что к подсудимому не может быть применена высшая мера наказания — смертная казнь, поскольку в России на нее введен мораторий.

Обратившись к участникам процесса, прокурор города заявил, что вина подсудимого «бесспорна и подтверждается исследованными в суде доказательствами». К таковым, он, в частности, отнес записи с камер наблюдения, которые были установлены в офисе компании «Ригла» на улице Чермянского в Северном Медведково.

Читайте также: Почему «русский Брейвик» убил коллег

7 ноября прошлого года Виноградов пришел на работу, вооруженный двумя охотничьими ружьями «Вепрь» и Benelli, и открыл огонь по коллегам ⎯ сотрудникам финансового отдела. Пятеро погибли на месте: 33-летние Александр Бирюк, Денис Моисеев и Антон Третьяков, а также 25-летние Елена Лапшина и Наталья Плеханова. Еще двоих: 24-летнюю Ярославу Сергенюк и 30-летнего Никиту Стрельникова — госпитализировали. Мужчина скончался на следующий день в институте им. Склифосовского, а девушке удалось выжить.

«Как это жить среди нас и ненавидеть весь мир?»

«Именно подсудимый жестоко и даже спокойно расправился с людьми, которые не только ничего ему не сделали, но и даже не были с ним знакомы, — заявил прокурор.— Очевидно, что у всех возникает вопрос: «Как это — жить среди нас и ненавидеть весь мир?».

Куденеев сказал, что считает доказанной вину подсудимого не только в «убийстве двух и более лиц» и в «покушении на убийство» (ст. 105 УК и ст. 30 ст. 105 УК), но также в «призывах к осуществлению экстремистской деятельности» (ч. 1 ст. 280 УК).

Прокурор напомнил, что непосредственно перед преступлением Виноградов разместил на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» так называемый манифест с призывами к массовому убийству людей. «В нем люди называются генетическим мусором, макроаналогом раковой опухоли, а потому должны быть уничтожены», — напомнил Куденеев содержание документа.

Обратившись к заключению психолого-лингвистической экспертизы, прокурор сообщил, что, согласно выводам экспертов, Виноградов высказывает ненависть к человечеству как к виду, считая его «компостом и ошибкой эволюции».

По мнению прокурора, размещение «манифеста» в открытом доступе является ярким примером экстремистской деятельности, а его появление вызвало в обществе не меньший резонанс, чем само убийство.

Гособвинитель обратил внимание суда, что нашлись и те, кто принялся восхвалять Виноградова и сравнивать его с известным норвежским террористом Андресом Брейвиком. «Усматриваю в факте размещения этого материала лишь уголовную составляющую и желание создать ореол мученика за идею», — подчеркнул прокурор. Он пришел к выводу, что на самом деле «Виноградов — трусливый человек, которому не хватило выдержки и терпения создать семью».

«Экспертам, проводившим комплексную психолого-психиатрическую экспертизу, выпала непростая задача — разобраться, что происходило в голове Виноградова на протяжении всего 2012 года», — продолжил прокурор. Медики установили у пациента признаки отклонения в развитии и шизотипическое расстройство личности, которое, впрочем, не исключало его вменяемости.

Читайте также: Психиатры рассказали о болезни убившего шесть человек в «Ригле»

Прокурор отметил, что причиной для жестокого убийства послужили «выдуманные Виноградовым проблемы взаимоотношений со своей знакомой», сотрудницей финансового отдела компании «Ригла» Анной Казниковой. «Восприняв отказ Казниковой от продолжения отношений, он отгородился от окружающих и увидел во всех врагов», — сделал вывод Куденеев.

По его словам, Виноградов — человек, имеющий высшее образование, юрист, «в какой-то момент потерял над собой контроль и поставил себя над обществом». Он пытался лечиться, однако, как напомнил прокурор, медицинская помощь в нашей стране основана на добровольных принципах, хотя, на его взгляд, «принципы гуманизма не всегда себя оправдывают». В результате лечение Виноградов не довел до конца.

Куденеев просил суд не принимать во внимание уверения подсудимого о том, что он не знает, почему совершил преступление. «Все случившееся это следствие четкого и проработанного до деталей плана», — резюмировал прокурор.

«Исключительно опасен для общества»

В завершение своей речи Куденеев отметил, что Виноградов исключительно опасен для общества, в полной мере может отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

Гособвинитель высказал мнение, что «ни у кого не вызывает сомнения, какое наказание заслуживает Виноградов», и справедливо было попросить назначить ему высшую меру наказания, однако закон не позволяет этого сделать, поскольку с 1997 года в России действует мораторий на смертную казнь.

Поэтому по совокупности совершенных преступлений Михаил Куденеев просил назначить подсудимому пожизненное лишение свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима.

В связи с тем, что подсудимый страдает шизотипическим расстройством личности, прокурор также просил назначить юристу принудительное наблюдение и лечение у психиатра по месту отбытия срока.

Он поддержал гражданские иски о возмещении морального вреда на общую сумму 6 млн рублей, предъявленные к Виноградову потерпевшими.

Не Брейвик, а московская нелюдь

Потерпевшие и их представители говорили о невосполнимости утраты. Почти каждый из пострадавших не мог сдержать слез.

«Подсудимый Виноградов ворвался в наши семьи и их разрушил, — сказала одна из потерпевших. — Я сожалею о моратории на смертную казнь и также прошу для него пожизненного заключения. Пусть приговор ему станет назиданием для людей, которые хотят решать свои проблемы такими страшными методами».

«Я уверена, что тюрьма станет последним домом кровавого убийцы беззащитных людей и это произойдет очень скоро», — была уверена другая.

Пострадавший Сергей Бирюк, потерявший благодаря Виноградову родного брата, не скрывал своей неприязни к подсудимому.

«Меня тошнит от словосочетаний «русский Брейвик», «аптечный стрелок». Единственное название ему — московская нелюдь», — заявил он.

Бирюк обратился к совету директоров группы компаний «Протек», у которого «Ригла» арендовала офисные помещения, с призывом выплатить потерпевшим компенсацию морального вреда. Он заметил, что компания с многомиллиардными оборотами так и не выполнила своего обещания оплатить похороны. Впрочем, Бирюк признался, что его семья в свое время отказалась от получения денег с лицевого счета, который был открыт «Протеком» для родственников жертв и куда был перечислен 1 млн рублей.

Адвокат Виноградова Александр Савенков во время прений сторон в очередной раз выразил сомнения, что его подзащитный стрелял в людей, будучи в трезвом уме. Он просил направить своего подзащитного на принудительное лечение в психиатрический стационар.

При этом обвинение в призывах к экстремисткой деятельности защитник посчитал необоснованным. «Во время допроса Виноградов заявил, что не преследовал экстремистской цели и планировал покончить жизнь самоубийством, — напомнил Савенков. — Прошу прекратить дело в этой части связи с отсутствием в его деяниях состава преступления».

«Не берите с меня пример»

Сам Виноградов все прения сторон просидел, уставившись в пол. Его выступление было кратким. Подсудимый вновь заявил, что признает вину частично, так как не хотел никого убивать.

«Какое может быть самоутверждение? Я не хотел этого делать. Я хотел сам застрелиться!» — настаивал «аптечный стрелок».

Его выступление в последнем слове было еще короче. «Могу только сказать всем: «Не берите с меня пример», — заявил Виноградов.

Приговор будет оглашен 9 сентября.