Психиатры рассказали о болезни убившего шесть человек в «Ригле»
Лента новостей
Суд удовлетворил просьбу адвоката «аптечного стрелка» Виноградова о допросе автора экспертизы, на основании которой был сделан вывод о вменяемости обвиняемого. Независимый эксперт со стороны защиты предположил иной диагноз
«Аптечный стрелок» Дмитрий Виноградов, расстрелявший в офисе компании «Ригла» семерых своих коллег, шестеро из которых погибли, страдал расстройством личности. Об этом сегодня заявили на заседании Мосгорсуда эксперты-психиатры из института им. Сербского. Между тем, адвокат подсудимого пытался опровергнуть их выводы. А допрошенный со стороны защиты независимый эксперт заявил, что, на его взгляд, речь идет о психическом заболевании — шизофрении.
Стоит отметить, что наличие серьезного психического заболевания могло бы помочь Виноградову избежать судебного разбирательства. В этом случае суд направил бы обвиняемого на принудительное лечение.
Перед тем как пригласить в зал экспертов, суд заслушал еще одного очевидца трагедии — заместителя начальника отдела экономической безопасности компании «Ригла» Александра Власова.
Он рассказал, что в день трагедии — 7 ноября прошлого года — находился на работе в офисе компании «Ригла» на улице Чермянского в Северном Медведково. Власов работал тогда руководителем группы отдела экономической безопасности. Он находился неподалеку от 400-го кабинета, где Виноградов, вооруженный двумя охотничьими карабинами, устроил настоящую бойню, убив шестерых и тяжело ранив одну из своих коллег.
«У него поджимались плечи, и была какая-то нечеловеческая злость»
«Приблизительно в 10 утра раздался резкий хлопок, было ощущение, что упал шкаф. Через несколько секунд раздался еще хлопок и приглушенные шлепки. А потом истошный крик: «Помогите, убивают!», — начал свой рассказ Власов.
Вместе с несколькими коллегами он бросился в 400-й кабинет, где один из сотрудников уже пытался скрутить Виноградова, одетого в черную камуфляжную форму и обвешанного магазинами с патронами.
Читайте также: Стрелку из «Риглы» выставили счет на 3,5 млн рублей
По его словам, позже от своих коллег он узнал, что Виноградов пошел на убийство из-за неразделенной любви к одной из своих коллег. Девушка ранее жаловалась начальству, что юрист ей угрожает, но ее слова не приняли всерьез.
Власов признался, что ранее видел Виноградова в офисе, но близко с ним не был знаком. «Когда я заходил в юридический отдел, у него поджимались плечи и была какая-то нечеловеческая злость. Этим он и запомнился», — сказал сотрудник «Риглы».
Читайте также: «Аптечный стрелок» отправился под арест по доброй воле
Перед началом допроса в суде экспертов адвокат подсудимого Александр Савенков требовал закрыть процесс. Он мотивировал свою просьбу тем, что в ходе допроса будут озвучиваться сведения личного характера, а также составляющие врачебную тайну. Однако судья Сергей Подопригоров не нашел оснований для закрытия разбирательства.
Шизотипическое расстройство личности
Занявшие место на свидетельской трибуне эксперты института им. В.П. Сербского Мария Геленко и Ольга Савина участвовали в проведении на следствии психолого-психиатрической экспертизы состояния здоровья обвиняемого.
Ее выводы Следственный комитет России опубликовал еще в феврале. В заключении говорилось, что в момент совершения массового убийства Виноградов страдал от психического расстройства, которое ограничивало его способность в полной мере осознавать характер и общественную опасность своих действий, а также руководить ими. Однако медики все же сочли Виноградова вменяемым, и в результате он предстал перед судом.
«Подтверждаете ли выводы экспертизы в полном объеме?» — задал вопрос Марии Геленко гособвинитель Александр Ремизов.
Та ответила утвердительно и заверила, что экспертиза была проведена в строгом соответствии с законом. «Мне были предоставлены материалы уголовного дела — три тома, дополненные материалами следователя, было достаточно времени для общения с Виноградовым. Он находился у нас около двух месяцев. Обычно у нас находятся 30 дней, но в связи со сложностью случая и общественным резонансом дела было решено продлить ему срок пребывания», — рассказала эксперт.
Допрошенная вслед за ней медицинский психолог Ольга Савина не смогла в двух словах охарактеризовать Виноградова. «У него очень сложная структура личности. С точки зрения психиатров мы поставили ему диагноз «шизотипическое расстройство личности», — сказала она.
На этом обвинение закончило представлять доказательства, и настала очередь защиты.
Адвокат Дмитрия Виноградова был не согласен с результатами проведенной на следствии экспертизы. Отметим, что в начале процесса, который стартовал 14 августа, его клиент признал вину, но заявил, что «не совсем мог контролировать себя», когда убивал коллег.
Александр Савенков обратил внимание суда на то, что в материалах дела имеются результаты независимого медицинского обследования, которое по ходатайству защиты проводили специалисты Независимой психиатрической ассоциации России. «По мнению ее экспертов Любови Виноградовой и Юрия Савенко, заключение НИИ им. Сербского нельзя признать ни всесторонним, ни полным, и необходимо провести дополнительную психолого-психиатрическую экспертизу состояния здоровья обвиняемого», — заявил он.
Адвокат просил допросить в суде одного из авторов этой экспертизы. Суд просьбу удовлетворил.
Прерванный допрос
Поднявшись на свидетельскую трибуну, психиатр Юрий Савенко пытался подвергнуть критике заключение коллег из института им. В.П. Сербского, но его постоянно прерывал судья.
Сергей Подопригоров сразу же дал понять, что «не даст порочить доказательства», суд даст им оценку, когда удалится в совещательную комнату.
Тем не менее Савенко успел заявить, что эксперты института им. Сербского абсолютно не обсудили и не проанализирован так называемый «манифест» Виноградова.
Он был размещен на странице юриста в социальной сети «ВКонтакте» перед убийством. В нем Виноградов заявил, что считает людей «раковой опухолью» планеты и ненавидит «бессмысленность человеческой жизни».
«Осталось совершенно непроясненным, являются ли эти идеи человеконенавистническими и сохранились ли они у Виноградова до сих пор», — заметил Савенко. Он отметил, что в институте им. Сербского Виноградова «кормили лошадиным дозами» сильнодействующего препарата — амитриптилина. «Поле этого оглушающего лечения он на беседе с экспертами говорит, что воодушевлен тем, что он сделал. Это критерии бреда. Можно делать вывод о заболевании — шизофрении. А эксперты заявили..» — начал снова критиковать коллег Савенко, но был прерван судьей.
Тот просил свидетеля не оценивать выводы его коллег, а когда эксперт возмутился, сказав, что судья «пытается торпедировать» его показания, прервал допрос свидетеля.
«Вы ничего нового не можете сообщить. А если продолжите такие высказывания, то я вас еще и оштрафую», — заявил судья.
Запланированный в суде допрос матери подсудимого Елены Виноградовой так и не состоялся. Адвокат Виноградова сообщил, что его клиент категорически против, чтобы она давала показания в суде. Судья не возражал, поскольку женщина была заявлена как свидетель защиты.
После этого процесс был прерван до 3 сентября. Ожидается, что в этот день показания дадут еще двое свидетелей защиты, после чего состоится допрос самого подсудимого.