Верховный суд России сегодня оставил в силе приговор по одному из самых громких дел последних лет — об убийстве в 2011 году полковника Юрия Буданова. Защите не удалось убедить вышестоящую инстанцию в том, что разбирательство шло с нарушениями закона, а вина получившего 15-летний срок уроженца Чечни Юсупа Темерханова не доказана. Теперь адвокаты намерены добиваться отмены вердикта в Европейском суде.

Стоит отметить, что процесс над Юсупом Темерхановым, который длился в Мосгорсуде с декабря прошлого года и закончился 7 мая этого года обвинительным приговором, можно по праву назвать одним из самых скандальных за последние годы.

Читайте также: Убийцу Буданова приговорили к 15 годам без мотива

Дело слушали сразу две коллегии присяжных: первая так и не «добралась» до вынесения вердикта и была распущена из-за недостаточного количества присяжных, которых требуется 12 для вынесения решения по делу.

Читайте также: Обвиняемый в убийстве Буданова остался без присяжных

Во время разбирательства из уст адвокатов звучали громкие заявления о том, что двое свидетелей были похищены оперативными сотрудниками, которые на них давили. А позже прокуратура обвинила в подкупе этих самых свидетелей двух защитников подсудимого: Дарию Тренину и Мурада Мусаева.

В отношении них возбудили уголовное дело по статье 309 УК РФ (Подкуп свидетелей). Мусаеву также добавили «вмешательство в деятельность суда» (ст. 294 УК РФ).

Вина без мотива

Так или иначе, но, несмотря на все скандалы, поздно ночью 30 апреля присяжные девятью голосами против трех признали Юсупа Темерханова виновным в убийстве Юрия Буданова. Они пришли к выводу, что именно подсудимый расстрелял полковника 10 июня 2011 года на выходе из нотариальной конторы на Комсомольском проспекте в Москве.

Кроме того, они сочли доказанной вину подсудимого в незаконном хранении и ношении оружия — газового пистолета ИЖ-79, переделанного под стрельбу боевыми патронами (часть 1-я статьи 222 УК).

Впрочем, присяжные не согласились с формулировкой обвинения о том, что преступление было совершено по мотиву ненависти к социальной группе — военнослужащим федеральных сил (пункт «л» части 2-й статьи 105 УК).

Обвинение утверждало, что в лице Буданова, Темерханов хотел отомстить российским военным, которые в 2000 году в Чечне убили его отца.

Читайте также: Убийство Буданова списывают на месть за отца

Напомним, что бывший командир 160-го танкового полка, полковник Юрий Буданов отсидел в общей сложности 8,5 года за убийство чеченской девушки Эльзы Кунгаевой и его знала вся страна.

7 мая, оглашая приговор, судья Андрей Коротков квалифицировал действия Темерханова по части 1-й статьи 105 УК, как «убийство, совершенное на почве личных неприязненных отношений»

«Хрестоматийный образец нарушений»

Защита обжаловала приговор Мосгорсуда в Верховном суде. Сегодня четверо адвокатов Юсупа Темерханова просили суд второй инстанции отменить приговор нижестоящего суда и вернуть дело в Мосгорсуд на новое рассмотрение.

«Я считаю, что настоящее дело может служить хрестоматийным образцом того, какое количество процессуальных нарушений может иметь место при рассмотрении дела с участием присяжных», - обратился к тройке судей Мурад Мусаев.

Он назвал доводы обвинения о давлении защиты на свидетелей по уголовному делу «перекладыванием вины с больной головы на здоровую».

Адвокат утверждал, что именно обвинение, а не защита устроила «массированную пропагандистскую кампанию». Последняя, по его словам, была направлена на то, чтобы «дискредитировать» защиту в лице присяжных.

«Одних только выпусков программы «Человек и закон», которые были посвящены нашим скромным персонам, было четыре. Я уж молчу о других СМИ», — возмущался он.

Мусаев добавил, что «присяжные не могли этого не видеть и не слышать» и, как следствие, вынесли обвинительный вердикт.

Вместе с тем, как утверждал адвокат, никого из свидетелей защита не подкупала. Адвокаты лишь пытались компенсировать им проезд в Москву из других городов и проживание в столице во время процесса. Давление же на свидетелей, по его словам, оказывала не защита, а обвинение.

Обвинивший адвокатов в подкупе заявил о давлении

В подтверждение своих тезисов защитник просил допросить в качестве свидетеля одного из очевидцев убийства Буданова, жителя Новосибирска Александра Евтухова. Именно он написал заявление в правоохранительные органы о том, что адвокат Дарья Тренина заплатила ему 100 тыс. рублей за то, чтобы он сказал, что у стрелявшего в Буданова были светлые волосы. Стоит отметить, что о светлых волосах киллера Евтухов ранее заявлял на следствии.

Поднявшись на свидетельскую трибуну, Евтухов рассказал о том, что дважды в январе этого года пытался дать показания в Мосгорсуде, но его похитили оперативные сотрудники ФСБ. В первый раз это произошло вечером 14 января. Они убеждали его дать показания о том, что адвокат пыталась его подкупить. «Я им объяснил, что она не просила меня дать показания, что у стрелявшего были светлые волосы, а просто уточнила. А они сформулировали так, как будто она давила», — оправдывался Евтухов.

Он рассказал, что второй раз он собирался приехать в Мосгорсуд и дать показания 21 января, прилетев в столицу через Барнаул. В Москве его уже ждал нанятый женой адвокат. Однако за несколько дней до этого — 18 января — его на подъезде к аэропорту Барнаула вновь похитили оперативники, отвезли в здание ФСБ Новосибирска, а потом заставили написать заявление о том, что он нуждается в госзащите. «Меня закрыли на квартире и до 21 февраля я сидел без связи. У меня не было возможности связаться ни с женой, ни с детьми. Я не нуждался в госзащите и ранее про нее даже не слышал», — заявил Евтухов.

По его словам, в итоге, он дал показания перед присяжными 9 апреля через телемост, который был установлен с Мосгорсудом в Новосибирском областном суде. Им он сообщил, что не помнит, какие у стрелявшего были волосы, к тому же светило солнце и он плохо разглядел его. «Так было выгодно оперативным сотрудникам, они на этом настаивали», — сказал свидетель.

Исчезновение мужа подтвердила в Верховном суде и его жена Елена Леш. Она сообщила, что даже писала заявление в полицию о пропаже супруга.

Впрочем, слова свидетелей поставил под сомнение потерпевший — сын убитого Валерий Буданов. Он поинтересовался, может ли Евтухов назвать имена и фамилии похитивших его сотрудников ФСБ, их звания или хотя бы номера машин. Но тот не смог назвать точных данных, объяснив, что похитители представлялись ему только по имени.

Перечислив ряд других нарушений закона, адвокаты указали, что судья Мосгорсуда Коротков, по сути, выдумал мотив преступления, который обязателен в деле об убийстве.

Они уверяли, что никакой «личной неприязни» у подсудимого и погибшего не было, ведь они ни разу в жизни не встречались.

Мурад Мусаев привел пример еще одного нарушения закона. По его данным, присяжный №3 по фамилии Огурцов, который участвовал в вынесении обвинительного вердикта, находился в федеральном розыске по обвинению в незаконном обороте наркотиков. А потому не мог быть присяжным.

В завершение защитник попросил вышестоящий суд если не отменить приговор, то хотя бы смягчить его подзащитному наказание. Он отметил, что сам полковник Буданов в свое время получил 10 лет за целый ряд преступлений: убийство, похищение Эльзы Кунгаевой, а также превышение должностных полномочий. Тогда как Темерханов за убийство и незаконный оборот оружия сел на 15 лет.

«Далек от справедливости как восток и запад»

Сам осужденный (Темерханов участвовал в заседании суда при помощи телеконференцсвязи, установленной между судом в СИЗО), заявил, что с первого дня его задержания в августе 2011 года в отношении него был совершен «целый ряд преступлений». Он вновь заявил о том, что он был задержан за несколько дней до официального задержания. На протяжении шести суток его держали в подвале какого-то из домов «за чертой Москвы», где «с помощью пыток» сотрудники полиции пытались получить от него показания. Он уверял, что во время проведения следственных действий у него отсутствовал адвокат, а результаты экспертиз были фальсифицированы с помощью того «биоматериала», который у него взяли, когда его незаконно держали в подвале.

Что же касается рассмотрения дела судом, то, по мнению осужденного, «в судебном процессе полностью отсутствовал принцип равноправия сторон».

«Судья упорно не видел бревна в глазах прокуроров, но видел соринки в глазах адвоката. Судебный процесс был далек от справедливости как восток и запад», — сказал он.

«Если у вас есть желание восстановить справедливость, то для этого есть все предпосылки», — попросил Темерханов судей.

Прокуратура нарушений не нашла

В свою очередь представитель Генпрокуратуры Любовь Морозова заявила, что существенных нарушений закона в ходе процесса допущено не было. Она просила отклонить жалобу защиты. «Заявлений от свидетелей о незаконном воздействии на них со стороны оперативных сотрудников или иных лиц не поступало, а свидетель Евтухов в суде первой инстанции таких заявлений не делал», — сказала она. Прокурор объявила, что присяжный Огурцов, согласно справке, полученной из МВД, никогда не привлекался к уголовной ответственности и к нему есть претензии только по линии ГИБДД.

Сын же убитого был краток и также просил оставить приговор в силе.

Спустя полчаса судебная коллегия ВС оставила приговор без изменения. По закону вынесенное определение может быть обжаловано в порядке надзора в президиуме Верховного суда в течение года.

Покидая суд, адвокаты осужденного заявили, что так и сделают, но прежде будут «искать правды» в Европейском суде. «Мы считаем, что в отношении Темерханова было нарушено право на справедливое судебное разбирательство», — заявила BFM.ru Дарья Тренина.

В свою очередь Валерий Буданов сказал, что уверен в обоснованности приговора Мосгорсуда. «Все слова защиты, которые были сегодня произнесены, были направлены исключительно на самопиар адвокатов. Слова же свидетеля Евтухова пусть останутся на его совести», — сказал он.