Как минимум пять лет может потребоваться на восстановление рынку бизнес-перевозок, находящемуся в свободном падении с начала рецессии. Такой прогноз озвучил глава американского подразделения British Airways Саймон Толлинг-Смит (Simon Talling-Smith).

Пассажиры первого и бизнес-класса традиционно были основным источником дохода авиакомпаний. Сейчас около 70% организаций урезали командировочные расходы. По словам Толлинг-Смита, компании или предпочитают пересаживать своих топ-менеджеров в эконом-класс, или вообще заменяют личные встречи видеоконференциями. «Как ожидает BA, восстановление рынка деловых поездок займет более 5 лет», — заявил представитель авиакомпании. — Объемы перевозок первым и бизнес-классами упали примерно на 15%, тогда как эконом-класс просел лишь на 1% с начала этого года».

Тем не менее, он признал, что даже если пассажиропоток снова начнет расти, может потребоваться гораздо больше времени, прежде чем авиакомпании на трансатлантических перелетах смогут снова назначать цену в 4 тысячи фунтов за билет в обе стороны. «Это большой вопрос, будут ли пассажиры платить такие деньги?», — отмечает Толлинг-Смит.

Российские авиакомпании также переживают снижение перевозок — по данным Федерального агентства воздушного транспорта, за первые пять месяцев 2009 года российские авиакомпании перевезли на 19,4% меньше пассажиров, чем год назад. «Аэрофлот» за это время перевез 3,09 млн пассажиров, что на 12,4% меньше показателя прошлого года, «Сибирь» — на 35,7% (1,4 млн пассажиров), «ЮТэйр» — на 7,7% (1,09 млн). Падение затронуло даже сегмент дискаунтеров: Sky Express в январе-июне 2009 года сократила перевозки пассажиров на 12% до 429,4 тысяч пассажиров.

Как правило, крупные авиаперевозчики предпочитают не раскрывать статистику по классам салона. Так, в «Аэрофлоте» отказались предоставлять данные по запросу BFM.ru. В авиакомпании «Трансаэро» признали, что заполняемость салонов бизнес-класса снизилась по сравнению с прошлым годом, однако отказались назвать цифры. «Бизнес-класс кормит весь рейс. За счет своей ценовой политики мы поддерживаем нормальный уровень загрузки», — заявил BFM.ru представитель авиакомпании Сергей Быхал.

В авиакомпании «Уральские авиалинии» загрузка салонов бизнес-класса сократилась в среднем на 20%, при том, что до кризиса выкупалось только 70% всех мест бизнес-класса. «Сильнее всего это наблюдается на бизнес-направлениях, которыми традиционно являются внутрироссийские, особенно московские рейсы. Это связано с сокращением расходов у пассажиров. Некоторые организации, например, в Новосибирске запрещают своим сотрудникам летать в бизнес-классе», — говорят BFM.ru в пресс-службе авиаперевозчика.

Констатируют сокращение спроса на дополнительные услуги для бизнеса и те авиакомпании, на рейсах которых салонов бизнес-класса не организовывалось. «В «Вим-Авиа» нет бизнес класса, есть улучшенный эконом. Заполняемость, безусловно, сократилась, но не слишком заметно», — говорит BFM.ru Елена Федорова, начальник департамента по связям с общественностью авиакомпании «Вим-Авиа».

В таких условиях авиакомпании фактически оказались вынужденными сокращать цены на бизнес-перевозки, а авиадискаунтеры, в свою очередь, в борьбе за пассажиров — вводить дополнительные услуги.

«Во-первых, мы снижаем цены. Во-вторых, проводим различные стимулирующие акции», — рассказали о своей маркетинговой политике в АК «Уральские авиалинии».

Авиакомпания «Атлант-Союз», не развивавшая до прихода новой управленческой команды бизнес-перевозки, также решила разработать стратегию развития этого сегмента. «Будем улучшать салоны и обслуживание бизнес-класса, качественно изменять наземную инфраструктуру, перевозку пассажиров вип-бортами, — рассказал BFM.ru представитель компании Константин Рубахин. — В наших планах на регулярных маршрутах сделать улучшенный бизнес-класс, чтобы приблизить его к первому, как в американской схеме — первый и экономический. Параллельно решим вопрос о выстраивании цепочки наземного обслуживания, создании своего бизнес-зала во «Внуково», использованию залов в других аэропортах. Авиакомпания делает серьезные ставки на развитие бизнес-класса».

На расширение списка допуслуг пошел даже российский бюджетный перевозчик Sky Express — с июля компании ввела для своих клиентов заказ такси, ранее были запушены бронирование гостиниц, дополнительное страхование, выбор места в салоне самолета, услуги бизнес-зала в аэропорту и др.

«Цены на перелет в бизнес-классе мы снижаем, чтобы повысить его заполняемость. Это не значит, что снижение стоимости перелета происходит в ущерб качеству. Более того, своих пассажиров находит и первый класс, так называемый «Империал». Во время кризиса он стал альтернативой частным самолетам для состоятельных людей. В целом же, мы ждем восстановления этого рынка только тогда, когда начнет восстанавливаться экономическая ситуация, ведь бизнес-пассажиры это наиболее активная деловая часть общества», — говорит Сергей Быхал из «Трансаэро».