Путин назвал первые переговоры с Порошенко позитивными, украинский президент заявил, что они были тяжелыми и сложными. Владимир Путин и Петр Порошенко впервые встретились тет-а-тет и разговаривали в таком формате около двух часов.

Порошенко сообщил, что Киев и Москва начнут консультации по закрытию границы. Также он заявил, что в ближайшее время будет подготовлен план для скорейшего прекращения огня на Украине, причем этот режим должны будут поддержать обе стороны.

Владимир Путин вышел к журналистам чуть позже и оценил переговоры как позитивные. Он уточнил, что на двусторонней встрече с Порошенко условия прекращения огня предметно не обсуждались — Россия не выдвигала и не может выдвигать условий по урегулированию ситуации на Украине, но для достижения мирного процесса и прекращения кровопролития Москва, по словам Путина, будет делать все возможное. В рамках встречи подробно обсуждался гуманитарный кризис,были достигнуты определенные договоренности, сказал президент, отметив, что его украинский коллега не отрицает сложность этой ситуации. Она не может быть охарактеризована иначе как катастрофическая.

Председатель Комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков в интервью Business FM оценил переговоры в Минске.

Ваше мнение по итогам встречи?
Алексей Пушков: Я считаю, что значение этой встречи состоит, прежде всего, в том, что отношения из чисто конфронтационной плоскости начинают переходить в плоскость переговорную. Я бы не стал это недооценивать, потому что со встречи в Довиле у президентов России и Украины не было, насколько я помню, личного контакта, это впервые за три месяца. И я думаю, что все-таки сам факт такой встречи имеет значительное политическое значение. Без такого контакта говорить даже о каких-то отдаленных перспективах нормализации невозможно.
Второе, что мне кажется исключительно важным, это то, что в июне со стороны Киева было сделано несколько заявлений относительно того, что Украина переходит к политике прямой конфронтации с Россией, и что Россия Украине вообще не нужна. Как сказал Яценюк, Украина обойдется без российского газа, Украина будет отказываться от торгово-экономических отношений с Россией, Украине надо готовиться к переходу на принципиально другие рынки. Мы все эти заявления слышали, даже Яценюк говорил о том, что фактически Украина и Россия находятся в состоянии войны, было у него даже такое заявление. И вот, спустя два месяца, мы видим, что руководство Украины признает необходимость переговоров с Россией.
Порошенко говорит о том, что Украина не заинтересована в потере российского рынка и рынка стран Таможенного союза, что это невыгодно украинским производителям. Порошенко говорит о том, что нужно начинать переговоры по газу. И, судя по его заявлению, эти консультации начнутся 6 сентября. То есть мы видим, что линия на полное противопоставление двух стран, которую сначала взяло руководство Украины, она оказывается невыполнимой для Украины. Я думаю, что это тоже весьма важный результат этих переговоров в Минске.
Почему мирный план не обсуждался?
Алексей Пушков: Дело в том, что мирный план Порошенко с самого начала вызвал довольно много критических замечаний со стороны Москвы. И прежде всего, главная позиция Москвы состояла в том, что это не столько план заключения мира путем переговоров, сколько план капитуляции для тех, кто не согласен с политикой Киева. То есть это ультиматум тем, кто борется за свои права на востоке страны. Поэтому с самого начала Россия говорила о том, что мы приветствуем стремление, если оно есть, Украины к выработке такого мирного плана, но этот конкретно мирный план, который был предложен, мы мирным планом не считаем. Мы считаем это попыткой ультиматума, который не будет иметь практических результатов.
ЕС какие-то предложения озвучивает? Какая сейчас позиция Европы?
Алексей Пушков: Позиция ЕС достаточно хорошо известна. Прежде всего, ЕС критикует Россию за поддержку ополченцев и пытается возложить на Москву ответственность за происходящее на востоке Украины. Хотя известно, что причина войны на востоке Украины — это отнюдь не действия России, а так называемая контртеррористическая, а на деле — карательная операция, которую там проводит Киев. С другой стороны, Евросоюз, как мне кажется, тоже понимает, что, чем ближе осень и зима, тем срочнее надо решать вопросы с транзитом российского газа через территорию Украины. Попытки Украины отказаться от взаимодействия с Россией в этой области очень беспокоят европейцев. Отсюда попытки руководства ЕС оказать давление на Украину с тем, чтобы она достигла какого-то компромиссного решения с Москвой по цене на газ и по транзиту газа.
Учитывая последние заявления главы НАТО, приближается саммит организации, на который Россию не позвали, какова перспектива наших отношений?
Алексей Пушков: Дело в том, что Россию и не должны были звать на этот саммит, деятельность Совета Россия-НАТО сейчас практически заморожена. В апреле НАТО приняло решение о том, что оно приостанавливает отношения сотрудничества с Россией до осени, и именно на этом саммите НАТО, который состоится в начале сентября — 5-6-го — будет приниматься решение о том, какую линию НАТО собирается проводить дальше в отношении России. А что касается того, нужны ли нам отношения с НАТО, моя позиция состоит в том, что НАТО больше заинтересовано в таких отношениях, поскольку НАТО нужно выводить войска из Афганистана. НАТО ведет активную внешнюю политику в целом ряде регионов, где без помощи России западному альянсу придется гораздо сложнее, чем с помощью России. Думаю, что, если НАТО пойдет по пути прекращения отношений с Россией, то больше от этого проиграет альянс, чем мы.
Насчет десантников, которые заблудились или не заблудились на востоке Украины, чего ждать от украинской стороны, не станут ли десантники разменной монетой в политической игре?
Алексей Пушков: Мне сложно прогнозировать действия Киева, потому что Киев ведет себя непредсказуемо. Украинские военные неоднократно оказывались на территории России. В данной ситуации, учитывая, что у нас с Украиной 2250 км совместной границы, и практически нигде эта граница не маркирована, не обозначена жестко, то мне представляется, что было бы правильно, если бы украинское руководство приняло решение вернуть российских десантников на родину. Это было бы знаком доброй воли и сигналом, что Украина все же готова искать выход на пути переговоров, а не на пути конфронтации.

Напомним, лидеры России, Белоруссии, Казахстана, Украины и представители ЕС до поздней ночи в Минске обсуждали ситуацию на Украине и возвращение Донбасса к мирной жизни. Договорились, что будет подготовлен план для прекращения огня на востоке страны и возобновится деятельность контактной группы Украина-Россия-ОБСЕ. Для преодоления экономических разногласий будет активизирована работа группы ТС-ЕС-Украина по ассоциации Киева и Брюсселя, также будут продолжены переговоры по газу.