Московские власти планируют построить кластер по производству автокомплектующих. Предприятия разместятся на площадке ныне не существующего завода «Москвич» (бывший АЗЛК). Инвестиции в производство составят 170 млрд рублей за три года. В шансах на успех инициативы столичной мэрии разбирался обозреватель Business FM Михаил Сафонов.

Когда в России началось бурное развитие автопроизводства, иностранным компаниям поставили условие: уровень локализации должен повышаться с каждым годом, но тем не менее страна еще в начале этого пути. Значительная часть компонентов покупается за рубежом, соответственно благодаря девальвации растет стоимость автомобилей. Например, у калужского завода, где производят Peugeot, Citroen и Mitsubishi, доля локализации составляет 35%, то есть на оставшиеся 65% эти автомобили можно назвать иностранными.

Михаил Ганелинаналитик «Газпромбанка»«То, что здесь собирается, качество у него не хуже. Вопрос просто в инвестициях и в объемах. У нас собираются какие-то довольно простые вещи: кресла, система зажигания, световая аппаратура. Даже идет сейчас строительство заводов по производству двигателей для некоторых автомобилей, в частности, Ford Sollers строит такой завод. Это уже большие инвестиции и высокие технологии, поэтому потихонечку процесс идет».

Сама идея кластера производителей автокомплектующих не нова, но, безусловно, хороша, тем более очень удачно создать его именно в Москве. Будет проще с логистикой — поставлять компоненты на заводы регионов Центральной России. Инвестиции в московский кластер в 170 млрд рублей эксперты оценили, как достаточные. Производством займется ЗИЛ, выпускающий капоты, крыши и крылья, а также Нанотехнологический центр, в том числе принадлежащий «Роснано». Он будет производить корпуса автобусов из композитных материалов. Интересно, что на Западе значительную долю рынка запчастей занимает малый и средний бизнес.

Дмитрий Чумаковгендиректор Vector Market Research«Это компании, которые производят узкий перечень автокомпонентов, и, по сути дела, они завязаны на достаточно большое количество клиентов, которые расположены в разных странах мира. Тогда этот бизнес имеет смысл. Но если рынок сбыта ограничивается одной страной, то нужно производить более широкий перечень автокомплектующих, а для этого уже нужно больше инфраструктуры, большее количество сотрудников, ну, и соответственно, компании в целом большего размера».

Есть пример испанского производителя комплектующих, который недавно собирался строить еще один завод на Северо-западе. В начале года стало известно, что компания от таких планов отказалась. Причиной аналитики назвали кризис в автомобильной отрасли. Продажи машин в стране падают, а предприятия закрываются одно за другим. Главный вопрос, на который пока нет ответа: будет ли спрос на запчасти, сделанные на территории обанкротившегося завода «Москвич»?