Иракские курды назвали своими показанные Минобороны «нефтевозы ИГИЛ». Об этом пишет турецкое издание Daily Sabah со ссылкой на председателя энергетического комитета парламента курдской автономии в Ираке Шерко Джавдата. «Сотни нефтевозов доставляют нефть из Курдской автономии в Турцию. Объяснения России основаны на неверных источниках. Мы категорически отвергаем российские обвинения», — приводятся слова депутата. Позднее появилась информация, согласно которой курды отрицают подобные данные.

Накануне российское Минобороны заявило о «неопровержимых доказательствах» причастности властей Турции к поставкам нефти с территорий запрещенной в России группировки ИГИЛ. Военные показали фотографии колонн и скоплений нефтевозов. По их данным, для доставки нефти в Турцию используются три основных маршрута: западный — через сирийский Алеппо, северный — через сирийскую провинцию Хасака, и восточный — через окрестности иракского города Захо.

Сложности с оценкой принадлежности фур могут быть связаны с тем, что в регионе все кому не лень занимаются контрабандой нефти, считает главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский.

Георгий Мирскийглавный научный сотрудник ИМЭМО РАН«Это могут быть чьи угодно бензовозы. Идут бензовозы, везут нефть. Что, на них написано крупными белыми буквами «Ирак», «Сирия» или «ИГИЛ»? Кто это может знать? Нефть, которая добывается ИГИЛ в Сирии, — это нефть, которую они продают и готовы продать кому угодно, за треть цены. Значит, кто угодно может купить: и турки, и иракские курды, и сирийские курды, и иракское правительство. Сам Башар Асад, который одной рукой воюет, другой может купить эту нефть. Бензовоз себе идет, а куда он идет — надо за ним следить с момента, когда он загрузился, лететь над ним тысячу километров, установить, куда он эту нефть привез. Только так можно определить, по пустыне идут бензовозы. Кто определит то, куда они идут?»

Западные эксперты обратили внимание, что все показанные российским Минобороны маршруты поставок нефти в Турцию проходят через неподконтрольные ИГИЛ территории. Враждебные этим террористам группировки контролируют окрестности Алеппо, сирийские курды — северный маршрут, а иракские — регион Захо. Об этом пишет Business Insider.

Несмотря на враждебные отношения между курдами и ИГИЛ, некоторые из них могли бы пропускать грузовики джихадистов в Турцию, считает директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.

Семен Багдасаровдиректор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии«Иракские курды и сирийские курды — это разные вещи. В иракском Курдистане главенствующая партия — Демократическая партия Иракского Курдистана Барзани, а в сирийском Курдистане — Партия демократического союза, филиал Рабочей партии Курдистана, это друг другу не дружественные структуры. Там полностью исключается какое-то сотрудничество — там чуть дело не доходило до боестолкновений. Поэтому иракские курды могут пропустить в Турцию, сирийские курды — нет. Надо детально разбираться — все эти проходы и так далее. Сирийские курды — это филиал Рабочей партии Курдистана, турки никогда с ними сотрудничать не будут, потому что они не могут давать деньги «Исламскому государству», также запрещенной в РФ «Джаббхат ан-Нусре». Кому угодно, но только не сирийским курдам, враждебным к ним. А все остальное — надо разбираться с теми маршрутами. Я верю министерству обороны, на Западе другое мнение».

В ответ на обвинения со стороны российских властей президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что готов покинуть свой пост, если покупка Турцией нефти у ИГИЛ будет доказана.