Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил журналистам, что Турция не хочет напряженности в отношениях с Россией. По его словам, Анкара была обязана защищать свое воздушное пространство и не имела умысла специально сбить российский самолет. Он снова подчеркнул: Турция не знала, что сбивает именно российский самолет.

«Вместо необоснованных обвинений сторонам нужно сесть за стол переговоров и все обсудить. Чтобы таких инцидентов больше не повторялось, давайте откроем военные каналы связи. Мы снова призываем к этому Россию. Давайте откроем и дипломатические каналы для восстановления наших отношений. У нас общая судьба в данной географии. Россия и Турция — соседи, и это не изменится», — заявил Давутоглу.

Тем временем появилась информация о том, что у российских кораблей стали возникать задержки с прохождением пролива Босфор. Якобы им приходится ждать разрешения зайти в пролив. Озвучиваются такие названия транспортных средств, как «Братск», «Волгобалт». Доказать злой умысел крайне сложно, отмечает Михаил Войтенко, главный редактор сетевого издания «Морской Бюллетень».

Михаил Войтенкоглавный редактор сетевого издания «Морской Бюллетень».«Некоторые трудности у некоторых судов возникли. Скорее всего, это предупреждение, такой тонкий намек со стороны Турции на возможные последствия дальнейшего ухудшения отношений между Турцией и Россией. Причем Турция абсолютно не нарушает никакие конвенции — ни Монтрё, ни ООН, и никто к этому не придерется. То есть технически суть в следующем: есть такой центр контроля движения судов в проливе Босфор в Стамбуле. Этому центру полностью подчиняется судоходство в проливе, то есть судно не может просто так взять, зайти в этот пролив и пройти. Заранее уведомляется этот контроль, получается добро, центр контроля движения судов запрещает проход, останавливает это судно».

При этом редактор портала «Морские вести» Сергей Филимонов говорит, что российские суда беспрепятственно проходят Босфор, информация о задержках не соответствует действительности.

Сергей Филимоновредактор портала «Морские вести»«Гражданские суда через пролив как ходили, так и ходят, военные тоже ходят. Дело в том, что сейчас любое крупное судно, более 300 тонн вместимости, оснащено радиомаяком, который передает на спутник все данные местоположения судна, скорости и так далее. В прямом эфире можно всегда отследить местоположение абсолютно любого судна, торгового, естественно, потому что у военных своя система и она, естественно, не такая открытая. И, соответственно, вот это данные сегодняшние, буквально час назад, сразу три российских судна под российским флагом благополучно шли через Босфор и никто их не задерживал. Откуда растут ноги у этой новости о том, что якобы наши суда задерживаются и скопились пробки — это дня два назад украинское издание «Лига.нет» опубликовало новость, причем они тоже основывались на данных о том, что несколько российских судов очень долго кружились на месте, ходили кругами и никак не могли войти в пролив. Украинское издание трактовало это так, что турецкие власти не пускают российские суда и создают всевозможные препятствия. Это совершенно не обязательно. Причин такого поведения, таких маневров может быть масса. Самый простой — просто ждут команды от диспетчера, потому что нельзя пропускать все суда одновременно в один пролив, иначе, понимаете, будут настоящие пробки и будут настоящие столкновения, это никому не нужно».

Накануне президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что готов уйти в отставку, если будет доказана закупка его страной нефти у «Исламского государства» (данная группировка признана экстремистской и запрещена в России). Эрдоган также сказал, что ведет закупки нефти только законными путями и борется с теми, кто занимается контрабандой нефти. Об отношениях с Россией политик высказался так: Анкара «не ждет разрыва связей» с Москвой.

«Мы не племенные государства. Мы будем действовать терпеливо. Посмотрим, что они предпримут, и тогда будем сами действовать», — отметил Эрдоган. Президент РФ Владимир Путин ранее заявил: российский бомбардировщик Су-24 сбили, чтобы обезопасить поставки нелегальной нефти в Турцию.