Украина вводит мораторий на выплаты по российским евробондам. Речь идет о долге в три млрд долларов, который был выдан Киеву еще при Викторе Януковиче и должен был быть погашен до 20 декабря этого года. О введении моратория объявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Глава правительства подчеркнул, что Киев готов к судебному разбирательству с Россией по поводу невыплаченного долга. Согласно последним данным, мораторий вступил в силу.

Директор украинского «Института глобальных стратегий» Вадим Карасев подчеркивает, что глава кабмина Украины не говорит о полном отказе от выплат. А в остальном смелости правительству Яценюка придает то, что Международный валютный фонд хоть и признал долг Украины перед Россией суверенным, но при этом внес изменения в свои же правила, которые позволили продолжить кредитовать Украину, говорит Карасев.

Вадим Карасевукраинский политолог, директор «Института глобальных стратегий»«МВФ буквально на днях признал, что это был не коммерческий, а суверенный долг. Стало быть, украинское правительство стало понимать, что дальше эта игра не имеет смысла, суверенный, так суверенный. Тут же надо не апеллировать к какому-то комитету кредиторов, это надо искать решение на уровне двух государств, это первый шаг к такому урегулированию, как ни парадоксально, — официальное объявления моратория на выплату. Не случайно Яценюк использовал правильную формулировку — мораторий на выплату долга. Потому что платить нечем. Во-вторых, в Украине считают этот кредит, выданный Януковичу, сомнительным и политическим, его так и называют «долг Януковича». Поэтому как бы можно оправдать свое поведение, свои действия по мораторию на выплату долга, ну, и именно потому, что МВФ будет продолжать кредитование Украины, поэтому и можно рискнуть таким мораторием на выплату долга в отношениях с Россией. Поэтому, думаю, что на двустороннем уровне будут переговоры о том, как быть с этой ситуацией, по какой схеме реструктуризировать долг и прочее, тем более что такие переговоры идут на уровне министров финансов, при посредничестве немецких партнеров — о том, что делать с этим долгом».

Альтернатива переговорам — суд. По словам главы экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Бориса Кушнирука, такой вариант невыгоден ни Киеву, ни Москве.

Борис Кушнирукглава экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра«После Крыма, ведь там было много имущества украинского, и с точки зрения международного права, это имущество является принадлежащим Украине. Вопрос стоит о том, что Украина говорит: мы можем обсуждать возвращение трех млрд долга, но тогда встанет вопрос, кто будет Украине компенсировать убытки, нанесенные Россией в рамках аннексии Крыма и событий на Донбассе? Тут Украина будет готова судиться с Россией в международных инстанциях. И тут для России риск в том, что судебные процессы — это процессы на многие годы, это может занять 10 лет, за это время то ли осел, то ли падишах умрет. Во-вторых, в рамках этих судебных процессов может Украина выставить встречные долговые требования по отношению к России в связи с нанесенными убытками. И Россия окажется в ситуации, чем-то схожей с процессом с Ходорковским, когда Россия согласилась на рассмотрение в международных судах споров по поводу долга. А после этого, когда решение было принято не в ее пользу, она стала заявлять, что она выполнять его не собирается».

Если дело дойдет до суда, на возможные встречные иски Украины Россия может ответить своими дополнительными претензиями, считает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.

Андрей Кортуновгендиректор Российского совета по международным делам«Я думаю, что вопросы Донбасса, Крыма вряд ли могут иметь перспективы в международных судах, поскольку, если будут даже какие-то решения, то Россия их не признает, как она не признала менее для нее существенный вопрос о финансовых компенсациях, связанных с ЮКОСом. Более того, у России тоже могут быть и свои встречные иски и в отношении Украины, и в отношении западных стран, которые, с точки зрения России, незаконно ввели против нее санкции, тем самым тоже это повлекло за собой финансовые последствия. Я не думаю, что разговор на таком уровне может привести к каким-либо позитивным результатам. Но с другой стороны, мне кажется, что для России сейчас есть вопрос не менее принципиальный, то есть насколько вообще российское руководство настроено сотрудничать с нынешним режимом в Киеве, или же все-таки есть точка зрения, что с нынешним украинским руководством дело иметь трудно, поэтому лучше подождать до того момента, когда на Украине начнется новый политический цикл. В зависимости от того, как этот вопрос решается, можно либо уже сейчас вступить в какие-то переговоры, либо подождать пока в Киеве не произойдет каких-то политических перемен, которые, может быть, создадут более благоприятные условия для ведения такого диалога».

Кроме введения моратория на погашение суверенного долга, кабмин Украины принял аналогичное решение по выплатам полумиллиарда долларов двух украинских компаний российским банкам. На фоне этих новостей РТС и акции «Сбербанка» упали на 4%, ММВБ — на 3,2%.