Рейтинг президента Украины Петра Порошенко опустился до уровня 17%. Это на 3% ниже, чем у Виктора Януковича во время Майдана. Украинские политологи говорят, что подобные цифры нормальное явление для политической жизни страны. Примечательно, что, согласно опросам конца декабря, на втором месте по популярности после Порошенко находился глава «Оппозиционного Блока» Юрий Бойко и сразу за ним — Юлия Тимошенко. Для России подобная ситуация, скорее всего, значения уже не имеет — отношения двух стран, согласно многочисленным прогнозам, будут и дальше ухудшаться.

После президентских выборов 2014 года Петру Порошенко доверяли 47% граждан Украины. Таким образом, получается, что рейтинг главы государства через два года рухнул на 30%. Среди главных причин — не сбывшиеся ожидания. Украина так и не вошла в Единую Европу, а качество жизни резко ухудшилось. Страна потеряла Крым и фактически Донбасс. Согласно разным опросам, на втором месте — лидер фракции «Оппозиционный Блок» в Верховной Раде Юрий Бойко. Примерно 8%. Юлия Тимошенко — тоже неподалеку. По одним данным, у нее также около 8%, а по другим — в районе 5%. Кроме того, Ринат Ахметов — самый популярный политик в украинской части Донбасса, его рейтинг — 35%. При этом у премьера Арсения Яценюка уровень поддержки — в районе статистической погрешности. Набирает популярность Михаил Саакашвили — он слывет борцом с коррупцией. Это то, что не совсем получается у действующей украинской власти. Ему прочат пост премьера, хотя считается, что это больше спекуляции, и вряд ли он сможет претендовать на такую должность.

Михаил Погребинскийдиректор Киевского центра политических исследований и конфликтологии«Я предполагаю, что Порошенко есть, куда падать. Премьер уже опустился до 2-3%, а президент пока еще вот на 10% выше. Я думаю, что движение в эту сторону, скорее всего, к концу года он получит то же самое, что у премьер-министра, если не будет радикального изменения курса. Способен ли президент на это? У меня сомнения, но с другой стороны, ему как-то надо выживать, поэтому возможны чудеса».

Есть еще один тезис, что главный партнер Киева — Соединенные Штаты Америки — на сегодня склонны доверять связке президент Петр Порошенко — премьер Арсений Яценюк, и затем спикер Рады, 37-летний Владимир Гройсман. К тому же, именно последний имеет все шансы занять пост главы правительства. Поскольку, как считается, за ним нет олигархического влияния — он добился успехов, будучи сначала главой Винницы, а затем на посту вице-премьера являлся автором ключевых реформ, в том числе и децентрализации. Никто из политологов даже обсуждать не хочет вопрос о том, что вместо нынешнего лидера может прийти диктатор, который займется наведением порядка или придет радикальный националист. Это не соответствует самой сущности государства, где президент — не первое лицо, а одно из таковых, продолжает политолог Вадим Карасев.

Вадим Карасевукраинский политолог, директор «Института глобальных стратегий»«На Украине президент — это не воплощение национальной общности. Почему в России при всех тонкостях социологической игры или рейтингов рейтинг президента высокий? Потому что именно персона президента воплощает национальную идею. А на Украине национальное единство в президенте не воплощается. Мы избираем президента, и все. Поэтому на Украине президенты никогда не имели большого рейтинга и не будут. И будущие президенты тоже не будут иметь большого рейтинга».

С точки зрения отношений с Россией, сейчас не столь важно, кто будет у власти. Таков экспертный прогноз. Эти самые отношения неизбежно будут ухудшаться. Слишком много накопилось негатива. Уже нет аваисообщения. Реальностью может стать визовый режим. Даже если к власти гипотетически придут бывшие регионалы в лице Бойко или «Батькивщина» Тимошенко. Им также, как сейчас Порошенко, придется лавировать между разными политическими силами, договориться о коалиции и, в конце концов, терять рейтинг из-за несбывшихся надежд избирателей. Есть и другая конструкция — курс на радикальные реформы при поддержке Запада — ставка на Гройсмана как на реформатора. И Саакашвили в качестве вице-премьера по борьбе с коррупцией.