Госсекретарь США рассчитывает на выполнение минских соглашений в течение нескольких месяцев. После этого можно будет переходить к снятию санкций с России. Заявление Джона Керри прозвучало во время экономического форума в Давосе и накануне возможной встречи сирийской оппозиции с представителями Башара Асада. Какая связь между этими событиями, и есть ли подтекст в словах Керри?

У минского процесса появились конкретные сроки: по словам Керри, на выполнение соглашений потребуется несколько месяцев, после чего можно приступить к отмене санкций. Уверенность появилась после переговоров с Порошенко: они прошли там же в Давосе в начале недели. Заявление Керри было воспринято как позитивный знак, переход к конструктивной тональности. Сравнить его хотя бы с обещанием куратора ограничительных мер против России Дэниела Фрида — снять санкции в этом году. Но воспринимать слова Керри как обещание все же не стоит, отмечает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

Евгений Минченкопрезидент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»«Если у кого-то есть иллюзии, что американцы действительно пообещали снятие санкций в ближайшие месяцы, то это именно иллюзии. Потому что он говорит, что минские соглашения можно выполнить в течение ближайших месяцев, тогда можно будет отменить экономические санкции, потому что все условия для этого будут выполнены. Но, вообще то, есть два этапа санкций — крымские и донбасские. Допустим, донбасские они отменят, крымские останутся. Пока, честно говоря, я ни малейшего оптимизма по этому поводу не питаю».

Минский процесс тормозит закон об изменении Конституции в части децентрализации. В первом чтении документ приняли в конце лета, второе назначено на 28 января. Но пока из необходимых 300 голосов есть только 280. А в случае срыва голосования говорить о выполнении минских соглашений в ближайшие несколько месяцев просто невозможно. Значит, есть договоренность, что закон примут, говорит украинский политолог, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

Вадим Карасевукраинский политолог, директор «Института глобальных стратегий»«Думаю, что все-таки Украина отдаст свои голоса за изменение в Конституции. Есть уже договоренность — до конца января украинская Рада выполнит обязательства и проголосует за изменения в Конституции относительно особого статуса Донецкой и Луганской областей».

Так совпало, что обещание Керри прозвучало накануне запланированных межсирийских переговоров. У Москвы есть влияние на Асада и его представителей на этой встрече, у Вашингтона — на украинское руководство. В этом плане заявление Керри можно трактовать как сигнал: за помощь по сирийской линии мы готовы помочь по украинской. В выигрыше останутся все.