Доллар снова превысил 80, евро взлетал выше 91. В четверг российская валюта резко упала. Рубль по традиции падал вслед за нефтью, которая ушла к отметке в 30 долларов за баррель. И на этом фоне СМИ предположили, что российские власти намерены сознательно занизить курс рубля, чтобы решить бюджетные проблемы. В Центробанке довольно эмоционально отреагировали, а заодно сообщили, что будут бороться с долларизацией. Что это значит, и ждать ли новой, на этот раз искусственной волны девальвации?

«Глупости», — сказала Эльвира Набиуллина, внеся разнообразие в свой публичный лексикон. Ни Банк России, ни Минфин не собираются искусственно влиять на курс. Ни в ту, ни в другую сторону. Кстати, в этом заявлении уже есть противоречие. Слова Набиуллиной — словесная интервенция. Председатель ЦБ пытается успокоить рынок, то есть все-таки повлиять на курс. А вспомним, как Минфин каждый раз беспокоится, когда рубль начинает дорожать. Сейчас, как написало Reuters, в правительстве готовят «решительные меры». Главная — не допустить укрепления рубля. Самый простой способ спасти бюджет, констатирует экономист Сергей Хестанов.

Сергей Хестановсоветник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие-брокер»«За счет девальвации рубля количество бюджетных рублей, которые поступают в бюджет, остается почти неизменным. Естественно, такой способ решения бюджетных проблем имеет свои отрицательные последствия, но девальвация, хоть и является очень горьким лекарством, это лекарство для бюджета бесплатное, именно поэтому его, скорее всего, будут широко применять».

Заметим, что плана действий на этот год по-прежнему нет. О секвестре тоже пока никто не говорит. Ни одно из непопулярных решений, о которых заявляли власти, официально не принято и не озвучено. Акцизы на топливо пока не повышают. И даже пальмовое масло вроде оставили в покое. Не было никаких судьбоносных заявлений и после недавнего совещания президента с правительством. Остается девальвация. А если рубль пойдет вверх, то инструмент его сдержать есть, напоминает главный экономист «ПФ КАПИТАЛ» Евгений Надоршин.

Евгений Надоршинглавный экономист ПФ «Капитал»«Если сочтет курс фундаментально, как они любят выражаться, завышенным по сравнению с ситуацией внешней торговли, и в этом случае включится ориентир Центрального банка, публично озвученный не раз и многократно подтвержденный, от которого ни разу не отказались, по накоплению резервов до величины 500 млрд долларов. Зачем они нужны ЦБ, но этот ориентир есть, он никоим образом не оставлен».

Еще одна забота регулятора — дедолларизация банковской системы. Это одна из задач ЦБ в этом году, по словам Набиуллиной. У банков слишком много иностранной валюты, и они активно предоставляют ее компаниям, у которых рублевая выручка. А если курс резко поменяется, то будут большие проблемы и у заемщиков, и у кредиторов. За громким и давно забытым словом — технические меры, стимулирующие операции в нацвалюте, ЦБ их подробно описал. Но вот как в интервью Business FM отреагировал президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов.

Алексей Мамонтовпрезидент Московской международной валютной ассоциации«Скорее всего, наоборот, в такой ситуации, в которой ЦБ допускает такой хаос, надо из обращения выводить рубль, и оставлять в этом обращении только доллар и евро. Национальная валюта не созрела для того, чтобы быть свободной, востребованной, сильной. Если она не созрела, давайте выводить ее».

Эмоции, громкие заявления, сарказм аналитиков, все это на фоне нового падения рубля. И никакие словесные интервенции ЦБ и Минфина на курс не повлияли. Пойдут ли власти на искусственную девальвацию, как предположили СМИ? Скорее всего, нет. Бюджету поможет, но слишком большой ущерб для экономики, о чем справедливо заявили и в агентстве Moody's. Рубль же, если взглянуть на графики, последнее время строго идет за котировками нефти. Удастся ли дедолларизировать экономику? Для этого надо очень постараться убедить российских физлиц и юрлиц отдать предпочтение рублям. Как бы они не ответили на это новым словом из лексикона Эльвиры Набиуллиной.