Новая холодная война. Политическая линия НАТО в отношении России остается недружественной и закрытой. Об этом заявил Дмитрий Медведев с трибуны Мюнхенской конференции по безопасности.

«Можно сказать и резче: мы скатились по сути во времена новой холодной войны, — сказал российский премьер. Цитата по РИА Новости: «Чуть ли не ежедневно нас объявляют самой страшной угрозой то для НАТО в целом, то отдельно для Европы, то для Америки и других стран. Снимают пугающие фильмы, в которых русские начинают ядерную войну. Я иногда думаю: мы в 2016-м сегодня или в 1962-м?».

Медведев выступил с призывом переходить от конфронтации к сотрудничеству во избежание возникновения «третьей мировой встряски».

Дмитрий Медведевпредседатель Правительства РФ«Мы за последний год потеряли в товарообороте больше, чем одну треть. Если говорить, кстати, о совокупном торговом обороте с ЕС, то это вообще почти половина торгового оборота за последние несколько лет. Это совсем грустно. Я многократно встречался с коллегами из разных европейских стран, с предпринимателями, кстати, и с политиками, с руководителями правительств этих стран, которые мне говорили: «Снимите с нас ограничительные меры в том или ином секторе». Но мы не можем этого сделать, во-первых, потому что эти ограничительные меры носят ответный характер. И во-вторых, это не позволяют делать нормы ВТО, иначе это будет выглядеть как избирательный подход. Поэтому наша позиция заключается в том, что начинать должны те, кто эти санкции вводил. Что же касается политической основы для их устранения — это уже вопрос политического диалога. Естественно, мы его будем вести, в том числе, и по украинской проблематике и по некоторым другим вопросам, по которым мы находимся в постоянном контакте».

Сергей Лавров обвинил США в отказе от военного сотрудничества по Сирии. По его словам, без этого невозможно полное разрешение сирийского кризиса. «Если мы подходим к практическим целям перемирия, то без взаимодействия между военными ничего не получится. Это должны все понимать», — подчеркнул министр Лавров. Такие заявления глава российского МИДа сделал на полях Мюнхенской конференции по безопасности.

Сергей Лавровминистр иностранных дел Российской Федерации«Ключевым инструментом решения и проблемы гуманитарных поставок, и особенно проблемы перемирия является налаживание повседневного, ежечасного сотрудничества и координации между военными. Прежде всего, между военными США, которые возглавляют созданную ими коалицию, и военными РФ, учитывая, что мы работаем в Сирии по приглашению сирийского правительства и имеем определенное воздействие на Дамаск. и Джон Керри меня заверил, что так оно и будет, что это будет не только deconfliction, а самая настоящая координация. Определение районов, где есть террористы, определение районов, которые необходимо вывести из списка ударов и так далее. И сегодня утром я прочел два заявления. Одно заявление из Пентагона, некоего Джеффа Дэвиса. Он сказал, что США не рассматривают возможность усиления сотрудничества с Россией во время боевых операций в Сирии. Никаких изменений в этом плане нет. США продолжат сотрудничать с Россией лишь в рамках предотвращения несчастных случаев в небе. Но это означает, что никаких договоренностей мы выполнять не будем, потому что американцы к этому не готовы».

Госсекретарь США Джон Керри, выступая на конференции, заявил, что Россия должна изменить свой выбор целей в Сирии после соглашений, достигнутых в Мюнхене. По словам Керри, сейчас большая часть ударов российских ВКС приходится на, как выразился госсекретарь, «легитимные оппозиционные группировки». Говоря о конфликте в Донбассе, Керри заявил, что у России в контексте украинского кризиса на данный момент есть выбор — выполнить минские договоренности или продолжить сталкиваться с экономическим ущербом от санкций.

Выступление Медведева и итоги первого дня Мюнхенской конференции по безопасности комментирует доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш.

Кирилл Коктышдоцент кафедры политической теории МГИМО МИД России«Для Запада и для НАТО речь идет в данном случае не столько об оборонном аспекте, сколько о финансовом аспекте. Вся игра сводится к тому, что, напугав европейцев российской угрозой, можно заставить их увеличить ассигнования на НАТО, довести хотя бы до нормативных 2% от ВВП. То есть, в этом плане для Запада, в первую очередь, финансы, во вторую - оборона. Штайнмайер это подтвердил. Что, в общем, Германия реалистично смотрит на вещи и не воспринимает ситуацию так, как ее презентует НАТО или Столтенберг. Другой вопрос, что ружье, висящее на стене, может выстрелить вне зависимости от того, с какой целью его туда вешали. И можно согласиться с Медведевым, что само нагнетание обстановки не делает мир безопаснее, не укрепляет доверие. И порождает вероятность случайного конфликта — и это достаточно опасная вещь».

На панельной дискуссии в Мюнхене главы внешнеполитических ведомств России и Германии разошлись во мнениях, насколько велики шансы достичь прекращения огня в Сирии в течение недели. Сергей Лавров считает, что они равны 49%, Франк-Вальтер Штайнмайер — 51%.

В субботу стало известно, что Россия направит в ближайшие дни к берегам Сирии малый ракетный корабль «Зеленый дол» Черноморского флота, несущий на борту крылатые ракеты «Калибр». Такие корабли в октябре нанесли удар крылатыми ракетами по террористам в Сирии — правда, не из Черного, а из Каспийского моря, - напоминает РИА Новости.

А Турция примет истребители Саудовской Аравии и разместит их на базе Инджирлик недалеко от сирийской границы. Об этом в интервью газете «Ени Шафак» заявил глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу.

По его словам, точное количество саудовских истребителей и военных, которые могут быть отправлены на турецкую авиабазу, пока неизвестно. Чавушоглу также не исключил начала совместной наземной операции Турции и Саудовской Аравии в Сирии против запрещенной в России и ряде стран группировки «Исламское государство». Что означают эти приготовления? Рассуждает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.

Алексей Малашенкочлен научного совета московского Центра Карнеги«Я пока это рассматриваю как демонстративные намерения. Потому что когда посылаются самолеты, или база предоставляется — это одно. Одним самолетом больше, одним меньше, чтобы только они не встречались между собой — те самолеты, которые летают со стороны России, и все прочие. А что касается наземной операции, я думаю, что это, все-таки, демонстрация. Демонстрация о намерениях. Если такие вещи саудовцы будут делать, они, конечно, должны быть согласованы со Штатами — это раз. Потом, совершенно непонятно, против кого они будут воевать. Потому что все дружно воюют против ИГИЛ (запрещена в РФ), а на самом деле цели у всех разные. У кого-то сирийская оппозиция, у кого-то Башар Асад, у кого-то, может, действительно, исламисты, которые действуют в рамках ИГ. Но я бы очень не хотел, чтобы это дошло до каких-то не согласованных между собой вооруженных столкновений. Кроме того, представим себе на секунду такой вариант, когда саудовцы и вся эта публика мусульманская, которая уже создала третью коалицию, пошлет свои войска туда бороться против «Исламского государства». Я еще не знаю, кто одержит верх. Потому что о качестве и боеготовности саудовцев, ОАЭ и так далее мы пока ничего не знаем. А эти ребята из ИГ воевать умеют. К тому же, пойдут туда регулярные войска, а там партизаны. А с партизанами воевать, особенно в мусульманском мире, это последнее дело, очень сложно. Поэтому пока как была ситуация на перекрестке, так и остается. В этом отношении очень важно, что произойдет после 1 марта. Будет ли это соглашение о прекращении огня достигнуто, или каждый будет руководствоваться своими собственным амбициями. Если второй вариант, то это очень плохо».

Турция может провести военную операцию против сирийских курдов. Об этом сообщил турецкий премьер-министр Ахмет Давутоглу, чьи слова приводит агентство France Press. «Мы можем при необходимости предпринять в Сирии те же действия, которые предприняли в Ираке», — сказал Давутоглу, имея в виду прошлогоднюю операцию, в ходе которой турецкая авиация нанесла удары по лагерям «Рабочей партии Курдистана» на севере Ирака.