Владимир Путин и Барак Обама обсудили по телефону сирийское урегулирование. Президенты дали позитивную оценку итогам переговоров по Сирии в Мюнхене, заявили в Кремле. Российский и американский лидеры поддержали действия международных целевых групп по прекращению огня и гуманитарной помощи сирийскому населению. Путин вновь акцентировал важность создания единого антитеррористического фронта при отказе от двойных стандартов. Диалог состоялся на фоне эскалации на сирийско-турецкой границе, где армия Турции ведет артиллерийский обстрел сирийских территорий. Накануне различные СМИ сообщали о нескольких случаях огня со стороны турецких войск по сирийским курдам и, по некоторым данным, по позициям армии Дамаска.

Наиболее подробно описывается обстрел турками так называемых Отрядов курдской самообороны на севере провинции Алеппо накануне вечером. Сирийские курды ранее отбили у исламистов территорию авиабазы Менаг у границы с Турцией, которая и подверглась турецкому артобстрелу. Анкара считает формирования курдских повстанцев в Сирии террористическими организациями и намерена «отвечать возмездием» на любые действия сирийских курдов, заявил турецкий премьер Ахмет Давутоглу. Турецкая сторона требует освобождения курдами захваченных территорий.

Отдельно турецкое агентство Anadolu сообщает о двух артобстрелах турецкой территории: в одном случае речь идет об ударах по провинции Килис со стороны Отрядов курдской самообороны, в другом — удары по провинции Хатай нанесли сирийские правительственные войска. По данным агентства, в обоих случаях турецкая армия ответила артиллерийским огнем по позициям противника.

Пока информация агентства Anadolu об обмене огнем между силами Анкары и Дамаска не подтверждается. Reuters со ссылкой на сирийские источники сообщает о том, что обстрел курдских повстанцев продолжается и сегодня. В Вашингтоне обострением на турецко-сирийской границей обеспокоены и призывают все стороны к деэскалации. Представитель Госдепартамента США Джон Кирби отмечает, что курдам не следует пользоваться ситуацией и занимать новые территории. И США, и Россия не считают формирования сирийских курдов террористическими организациями. Ранее турецкие власти заявили, что страна готова в случае необходимости провести военную операцию на территории Сирии. Помочь им в этом готовы саудиты. Накануне Саудовская Аравия направила войска и истребители на турецкую военную базу Инджирлик. Тем временем глава МИД Саудовской Аравии заявил, что Башар Асад должен уйти или будет свергнут.

Адель аль-Джeбейрминистр иностранных дел Саудовской Аравии«Я считаю, что Башар Асад слаб, и это его конец. Его не смогла спасти армия, он обратился к Ирану, и их спецслужбы не смогли его спасти. Потом его не смогли спасти Хэзболла и шиитские ополченцы из Ирака. Теперь его пытается спасти Россия, но и ей это не удастся. Есть два пути разрешения сирийского кризиса. Первый — политический, в рамках которого временное правительство примет управление страной и проведет новые выборы без какого-либо участия Асада. Это предпочтительный вариант. Другой вариант, если это провалится, — это убрать Асада силой. Он уйдет, даже не сомневайтесь. Если дипломатическое решение вследствие действий сирийского режима и его союзников провалится, не остается другого варианта, кроме как убрать его силой».

Глава МИД Саудовской Аравии добавил, что его страна готова присоединиться к наземной операции в составе коалиции, если такое решение будет принято.

«В сирийском кризисе наступает «момент истины», — такое мнение высказала Федерика Могерини в интервью CNN. Глава европейской дипломатии ушла от ответа на вопрос о готовности ЕС к участию в «плане Б» — наземной операции — и заявила, что Европа делает все возможное, чтобы в течение недели заработал «план А» — перемирие и переговоры.

Но на фоне эскалации риторики и военных действий перспектива большого конфликта становится все более вероятной, считает руководитель Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумер Исаев.

Гумер Исаевруководитель Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока«Сейчас все находятся в ожидании возможной операции или какого-либо военного вовлечения так называемой коалиции, в которую входят и Турция, и Саудовская Аравия, и ряд стран Персидского залива. Поэтому, я думаю, что сейчас действительно очень острый момент, поскольку провалились переговоры в Женеве, ну, по крайней мере, они перенесены на более поздний срок. Поэтому теперь, по всей видимости, по тем косвенным признакам, которые мы видим, это, действительно, участившиеся обстрелы стороны турецкой по территории Сирии, это информация о переброске, скажем, войск саудовских в турецкую базу Инджирлик, и переброс авиации и так далее. Поэтому, здесь, мне кажется, все, так или иначе, медленно, но верно идет к какой-то возможной военной фазе конфликта».

Есть и другое мнение. Бряцанье оружием со стороны саудитов и не несущие никакой выгоды микрообстрелы Турции выглядят как эдакая агрессивная дипломатия, говорит старший научный сотрудник института востоковедения РАН Владимир Сотников.

Владимир Сотниковведущий научный сотрудник института востоковедения РАН«На мой взгляд, Турция демонстрирует силу и готовность к такому устрашению как курдов, так и Сирии. Крупной операции военной, тем более совместной — Саудовской Аравии и Турции — не будет. То есть пока что все это демонстрация намерений. Но давайте представим себе, что саудиты в союзе с турками начинают силовое свержение режима Башара Асада. Они сталкиваются с Россией, прежде всего, с российской военно-космической группировкой, которая проводит там боевую операцию. Это уже прямое столкновение может быть. И, более того, они идут поперек линии США».

Запад продолжает настаивать, что ключ к решению сирийского конфликта находится в Москве. Глава британского МИД Филип Хаммонд назвал Владимира Путина «единственным человеком на планете, который может остановить гражданскую войну в Сирии». По его словам, для этого российскому президенту нужно сделать всего один звонок. «Уйдет Асад или останется, будет зависеть от того, готова ли Россия использовать свое влияние, чтобы сместить его», — пояснил Хаммонд.

Россия действительно может одним звонком решить судьбу Асада, однако нельзя утверждать, что это положит конец сирийскому конфликту, комментирует президент Института стратегических оценок Александр Коновалов.

Александр Коноваловминистр юстиции Российской Федерации«Конечно, у президента Путина есть способы остановить войну — одним звонком, одним приказом верховного главнокомандующего остановить наши бомбардировщики и вернуть наши корабли боевые, которые сейчас у берегов Сирии крейсируют, домой — это он может сделать. Но остановит ли это насилие в регионе? Я сильно сомневаюсь, потому что сирийский конфликт очень сложный, многогранный, многослойный. Так что, на самом деле, конфликт с Сирией надо гасить общими силами. И в него было относительно легко влезть, и будет все труднее выходить. Домашняя экономическая ситуация будет заставлять Россию делать все более рациональные шаги и взвешивать, во что обходится эта война нам сегодня».

Накануне на полях Мюнхенской конференции по безопасности на сирийскую тему высказались Госсекретарь США Джон Керри и глава российского МИД Сергей Лавров. Лавров обвинил США в отказе от военного сотрудничества по Сирии, а Керри, в частности, заявил, что Россия должна изменить свой выбор целей в Сирии после соглашений, достигнутых в Мюнхене. По словам Керри, сейчас большая часть ударов российских ВКС приходится на, как выразился госсекретарь, «легитимные оппозиционные группировки».