Российские фуры не лезут ни в какие украинские ворота
Украина приостановила транзит грузовиков из РФ: решение принято на правительственном уровне. По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, «это ни в какие ворота не лезет», и речь идет о «вопросе чрезвычайной важности»
Читать на полной версииВойна фур продолжается: Украина приостановила транзит российских грузовиков. В Киеве это назвали ответным шагом на решение России, запретившей движение украинских фур накануне.
Конфликт начался в конце прошлой недели, когда украинские активисты начали блокировать российские фуры на дорогах, требуя запретить их транзит. Блокада распространилась на десять областей Украины. Активисты дежурят на дорогах, ведущих в Словакию, и на трассах, связывающих Украину с Белоруссией. Что об этой ситуации думают в Кремле? На этот вопрос ответил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков во время общения с журналистами.
У Пескова также спросили, известно ли Кремлю, что правительство Украины объявило о решении официально остановить транзит российских фур. Он ответил «Нет, я пока не знаю об этом и не знаю, что за этим стоит. Но в любом случае, это абсолютно противоречит нормам международного права, принципам международной организации, которая занимается международными перевозками. Это абсолютно ни в какие ворота не лезет».
C 1 февраля прекратился въезд российских грузовиков на территорию Польши, а польских — в Россию. После этого российские перевозчики решили осуществлять транзит в Европу через территорию Белоруссии и Украины. В Госдуме отмечают, что теперь у российских фур практически не остается путей объезда — пока не договорились с Польшей, вариантом остается только морской транспорт. Впрочем, поток грузов не такой уж большой, говорит руководитель исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов.
Алексей Безбородовруководитель исследовательского агентства Infranews«Существенного потока нет, он не влияет на экономику. У нас на сегодняшний день торговли с европейскими странами, кроме дорогих товаров, нет никаких. Грузовладельцам можно ездить через контейнерные терминалы морские. Это стопроцентная гарантия сохранности груза, товара, людей и транспортных средств. Владельцы автотранспортных средств, которые послали своих водителей через Украину, волюнтаристски полагая, что это все сойдет с рук, и ничего не случится, они реально рискнули и поставили, но ставка их сгорела. Теперь их машины задержаны, и за людей никто теперь не в ответе, а люди должны страдать. 8% торговли с Европой приходится на автомобильные перевозки. Все остальное едет морем. Сегодня запас мощности у контейнерных терминалов, что у Черного моря, российских, что Балтийского моря российских — более 40%, так что никаких проблем здесь не будет. Можно через Литву поехать на клайпедскую паромную переправу, можно через Латвию поехать на вентспилскую паромную переправу, можно через Таллин даже поехать, можно через Хельсинки поехать на паромную переправу, просто это дольше и дальше. У нас с Европой нет сейчас скоропортящихся грузов, соответственно, оттого что какая-нибудь весенняя коллекция из парижских домов моды в фурах не приедет быстро, никто, я думаю, не умрет».
Кто больше пострадает от приостановки транзита — Украина или Россия? Мнение президента Украинского аналитического центра, экономиста Александра Охрименко:
Большинство перевозчиков прекратили передвигаться по Украине еще 2 года назад, рассказал Business FM гендиректор «МБ-Феско Транс» Леонид Шляпников.
Леонид Шляпниковгендиректор «МБ-Феско Транс»«Украину мы вычеркнули из стран для транзита импорта и экспорта. Мы, я имею в виду перевозчики, не обязательно крупные, но адекватные перевозчики, которые работают в легитимном поле, но активно. Сначала фуры грабили по-бытовому, то есть, там, рацию, у водителя деньги отобрать и так далее. Потом уже у нас начались проблемы с грузом. Поэтому в основном, скажем так, вменяемые перевозчики эту страну для экспорта, импорта и транзита не рассматривают. У меня возникает такое ощущение, что вот эти 100 фур, 500 фур, в новостях я прочитал, какие-то такие объемы, во-первых, скорее всего, это компании-перевозчики, у которых хозяева расположены не иначе как в Украине и в Белоруссии. Возможно, это транспортные компании, хозяева которых живут на юге России, возможно, небольшой процент. Но то, что там за рулем этих фур подавляющее большинство водителей не с российскими паспортами, это можно утверждать, даже не ездя туда и не проверяя этот вопрос».
Накануне Россия временно приостановила движение украинских грузовиков. В понедельник Ространснадзор отчитался о том, что на территории страны были задержаны 152 большегруза, принадлежащих украинским перевозчикам. Минтранс называл свое решение ответной мерой на акции украинских активистов. В министерстве говорят, что действия участников блокады нарушают российско-украинское соглашение о международном автомобильном сообщении, согласно которому «стороны обеспечивают возможность осуществления транзитных перевозок по своим территориям».