Премьер Дмитрий Медведев на этой неделе посетит с официальным визитом Ереван и Баку. Во вторник Владимир Путин провел переговоры с президентами Алиевым и Саргсяном, и как сообщается, выразил «серьезную обеспокоенность» столкновениями в Нагорном Карабахе.

Впрочем, стороны объявили, что достигли соглашения о прекращении боевых действий. Это произошло спустя четыре дня после того, как ситуация в зоне конфликта серьезно обострилась. Объявление о перемирии прозвучало довольно неожиданно. Почему стороны вдруг решили помириться, и кто их к этому подтолкнул?

Война остановилась. По крайней мере, на время. Причем, остановилась на следующий день после того, как Баку объявил о готовности нанести сокрушительный удар по столице непризнанной республики — Степанакерту, если Армения не прекратит обстрелы. То есть, Азербайджан был готов, по крайней мере, на словах, идти дальше. Хотя, наверное, понимал риски.

Есть мнение, что на азербайджанский генералитет имеет большое влияние Анкара. И риторика Турции тоже выглядит агрессивной — во вторник турецкий премьер Давутоглу сказал, что Анкара будет стоять «плечом к плечу с братским Баку» вплоть до полного освобождения Карабаха. Хотя азербайджанские эксперты считают преувеличением версию о решающей роли Турции в принятии решений президентом Алиевым. Как бы то ни было, похоже, что какие-то силы нашли для Баку и Еревана аргументы, почему идти дальше не стоит. Кто эти стороны? Версия главного редактора Carnegie.ru Александра Баунова.

Александр Бауновглавный редактор Carnegie.ru«Во-первых, Россия, потому что меньше всего нам эта война сейчас нужна, вопреки разным теориям заговора. С другой стороны, Эрдогана могли попросить американцы. Им, конечно, может быть, хочется немножко наказать Россию на Кавказе, но война в Европе — это война в Европе. Есть, в конце концов, кстати, европейцы сами. Французы, которые в некотором смысле, такие европейские покровители армян, немцы, которые отвечают за мир на континенте, в некотором смысле. Я думаю, что вместе Европа, и Россия, и может даже, американцы. Хотя и им резона прямо уж, так, немедленно вмешиваться нет».

Становиться не посредником, а непосредственным участником конфликта Москве вряд ли хочется. Да и сложно найти настолько неподходящий момент. Для Москвы обострение между Арменией и Азербайджаном было бы очень болезненным, усидеть на двух стульях в случае конфликта было бы практически нереально. Рычаги влияния у Москвы есть, мы поставляем оружие и боеприпасы и Баку, и Еревану. Понятно, что ссориться с Москвой, которая с Армений в одном оборонительном союзе, ОДКБ, не с руки и Баку. Ну, а нужно ли Турции открывать в Карабахе второй фронт помимо Сирии? Мнение старшего научного сотрудника института востоковедения РАН Владимира Сотникова.

Владимир Сотниковведущий научный сотрудник института востоковедения РАН«На мой взгляд, Турция специально не провоцирует Азербайджан. Если этот конфликт не будет решаться, то в принципе вырисовывается интересная вещь, такой новый альянс Турции, Грузии и Азербайджана. Это замороженный конфликт. Есть такие замороженные конфликты у Грузии, а что касается Турции, то у нее такая резко обострившаяся внутренняя ситуация, тоже замороженный конфликт с курдами. Я думаю, что турки специально не провоцируют Азербайджан на обострение отношений с Арменией из-за Нагорного Карабаха и на самом деле подумывают о том, чтобы в каком-то будущем создать некий альянс — Турция, Грузия, Азербайджан».

Остается вопрос — почему это обострение вообще случилось? Есть мнение, что Баку, недовольный сложившимся статус-кво, применяет тактику «Армения должна жить в страхе» и показывает свою способность применить силовое решение, если мирного нет. С другой стороны, так и не ясно, почему это было сделано именно тогда, когда Турция и Россия в ссоре.