Госсекретарь США Джон Керри обсудит с главой МИД России Сергеем Лавровым инцидент с российским Су-24 и эсминцем Donald Cook. Провокационный, как сказал Керри, пролет российского истребителя над американским эсминцем был безрассудным шагом, который был чреват открытием огня по российскому самолету. Такое мнение госсекретарь США высказал, отвечая на вопросы телеканала CNN Espanol и газеты The Miami Herald.

«Надо осознать, что это серьезное дело и США не позволят себя запугивать в море... Мы доводим до сведения русских, насколько это опасно, и надеемся, что это не повторится впредь», — сказал Керри. О том, что Керри обсудит это напрямую с министром иностранных дел Лавровым, сообщил руководитель пресс-службы госдепартамента Джон Кирби.

Накануне Белый дом заявил, что не видит смысла в «дальнейшей эскалации ситуации» с пролетом российского самолета рядом с эсминцем США. Ситуацию прокомментировал эксперт по международным отношениям, доцент МГИМО Михаил Троицкий:

Михаил Троицкийдоцент МГИМО, эксперт по международным отношениям«В данном случае российский самолет явно демонстрировал отсутствие оружия на его борту, и принятие решения о поведении в такой ситуации, можно даже сказать, индивидуально. Какие-то командиры поведут себя более агрессивно, а какие-то не будут хвататься за оружие, понимая, что это такой изолированный, индивидуальный инцидент, а не массированное нападение, с которого, скорее всего, должна была бы начаться война, если бы кто-то хотел ее начать. Нервная реакция вполне возможна, и в данном случае американская дипломатия говорит, что в следующий раз уже может быть более жесткий ответ. Это, конечно, действительно плохо и опасно, потому что это именно тот случай, когда действия индивидуальных летчиков или командиров военных кораблей могут привести к тяжелым последствиям, но вряд ли в любом случае к началу войны. Я думаю, что, конечно, незамедлительный ответ и реакция в любом случае не последовала, поскольку необходимо было бы расследовать этот инцидент. Кроме того, между российскими военными и политическими руководителями существуют прямые, так называемые красные линии, по которым они могут связаться друг с другом. Так что вряд ли отдельный инцидент может привести к вооруженному столкновению, но он, конечно, может очень резко обострить отношения между странами».

Вот как прокомментировал ситуацию руководитель центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов:

Алексей Арбатовруководитель центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН«На этот счет есть Конвенция 1972 года о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним. Сейчас об этой конвенции все забыли, к сожалению, никто ее даже ни разу на официальном уровне ни там, ни здесь не упомянул. А надо бы вспомнить, подтвердить ее и избегать такого рода действий. А лучше всего, конечно, на взаимной основе начать деэскалацию вот этого военного противостояния и беспрерывной демонстрации друг другу вооруженных сил. Здесь есть видеокадры, бомбардировщик пролетел очень близко от эсминца. В конвенции 72 года запрещается имитация атак, как со стороны кораблей, так и со стороны самолетов. Был ли этот близкий пролет имитацией атаки или нет, это уже вопрос для военных специалистов. В принципе, наверное, да».

Официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков ранее отметил, что российскому ведомству, «откровенно говоря, непонятна причина такой болезненной реакции наших американских коллег». «Находясь в оперативной близости от российской военно-морской базы Балтийского флота, принцип свободы судоходства эсминца ВМС США вовсе не отменяет принцип свободы воздухоплавания российских воздушных судов. Экипажи самолетов Су-24 ВКС России выполняли плановые учебно-тренировочные полеты над нейтральными водами Балтийского моря. Маршрут полета российских самолетов проходил через район, где находился эсминец ВМС США Donald Cook, примерно в 70 километрах от российской военно-морской базы. Обнаружив корабль в зоне визуальной видимости, российские летчики совершили отворот от него с соблюдением всех мер безопасности», — заявил Конашенков.