Суд в Киеве приговорил россиян Евгения Ерофеева и Александра Александрова, задержанных на Украине в мае прошлого года, к 14 годам лишения свободы. Они были признаны виновными в террористической деятельности.

Приговор вступит в силу через 10 дней с момента его оглашения, если решение суда не будет обжаловано в апелляционном порядке. Суд постановил оставить осужденных россиян под стражей до вступления приговора в силу. Обвинение просило приговорить подсудимых к 15 годам лишения свободы, что является высшей мерой наказания по вменяемым им статьям.

Михаил Погребинскийдиректор Киевского центра политических исследований и конфликтологии«Я вообще не понимаю, как можно людям, которых задержали, будучи ранеными, предъявить обвинения в том, что они террористы. Может, они оговорили себя, но насколько я знаю, они не признают обвинение, поэтому, я думаю, что решение продиктовано политически. Предъявить какие-то обвинения в том, что они кого-то убили, уж точно не получалось. Поэтому, мне кажется, что этот приговор, в том числе и срок, он, видимо, построен по тому принципу, что давайте будем менять на Савченко, вы там тоже ей впаяли какой-то очень большой срок, и мы тоже впаяем, будут шансы обменять. Я не вижу иного этому объяснения, считаю, что, по-видимому, приговор Савченко и срок усиливал позиции прокуратуры, которая требовала, по-моему, 15 лет. Я думаю, что отчасти легче было довести дело до конца, когда дело устранили, адвоката убили, уже было легче довести дело до суда таким образом».

Напомню, украинские силовики задержали двух россиян 16 мая прошлого года в районе города Счастье в самопровозглашенной Луганской народной республике. И сразу назвали их действующими российскими военнослужащими. В нашем Минобороны тогда сообщили, что задержанные являются гражданами России, но на момент задержания они не были действующими военнослужащими Вооруженных сил.

Многие эксперты высказывают мнение, что украинские власти действовали столь поспешно на завершающем этапе суда, так как хотят обменять Александрова и Ерофеева на Надежду Савченко. Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает обмен технически возможным, но для России неправильным.

Евгений Минченкопрезидент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»«Доказательной базы относительно того, что эти два бывших российских военнослужащих участвовали в боевых действиях, представлено не было, поэтому это решение — исключительно политическое. Второе — возможен ли обмен этих двух людей на Савченко? Технически сам по себе обмен не предусмотрен, но я думаю, что может быть такая история, как их отправляют отбывать срок, наказание в РФ, а Савченко отправляют отбывать срок наказания на Украине, соответственно, по прибытии в свои страны те и другие освобождаются решением президента. Технически это возможно, другое дело, что проблема же гораздо шире, потому что, помимо этих двух граждан, РФ есть еще неизвестное количество граждан Российской Федерации, которые, например, просто исчезли. Была информация о том, что люди, которые едут на Украину навещать своих родственников, потом бесследно исчезают, их судьба неизвестна, возможно, они захвачены украинскими правоохранительными органами. Поэтому я думаю, что сводить вопрос к теме поменять одну Савченко на двух наших спецназовцев — это не очень правильно».

Сама Надежда Савченко, приговоренная к 22 годам заключения, не хочет, чтобы ее обменивали на Александрова и Ерофеева. Об этом заявил ее адвокат Илья Новиков. Впрочем, по его же словам, «ее мнение о том, на кого бы она хотела, чтобы ее обменяли, учитываться не будет».