Чтобы соответствовать европейским критериям отмены визового режима, Турция должна была выполнить 72 условия — в том числе, в области антитеррористического законодательства, свободы слова и прессы.

К концу прошлой недели турецким властям удалось выполнить более 60 пунктов, однако работа парламента была приостановлена после массовой драки депутатов во время обсуждения одного из необходимых законов.

Во вторник меджлис в экстренном порядке принимает оставшиеся законы — по некоторым данным, в частности, был отменен визовый режим в Турцию для граждан ЕС. Причем, даже если туркам не удастся удовлетворить все условия, Еврокомиссия все равно, скорее всего, одобрит отмену виз, считает руководитель центра стратегического развития института Европы РАН Александр Гусев.

Александр Гусевдиректор Института стратегического планирования и прогнозирования«Сейчас Турция, конечно, сразу выполнить все это не сможет. Но Еврокомиссия, фактически, дала уже зеленый свет безвизовому режиму для граждан Турции, в шенгенскую зону. В среду это будет закреплено на бумаге. Скорее всего, турки получат желаемый результат. Среди экспертного сообщества уже ходят мнения о том, что турецкое руководство выгодно продает беженцев Евросоюзу, с одной стороны, создавая лагеря для них, а с другой стороны, выторговывая преференции. Размещение беженцев, их фильтрация — для Европейского союза, конечно, это выгодно. Мы же видим, что ни Италия, ни Греция не в состоянии отрегулировать этот процесс. И в этом отношении, конечно, европейцы очень заинтересованы в той работе, которую сейчас проводит турецкое руководство и республика в целом».

Многие европейские СМИ отмечают, что само решение Еврокомиссии не является окончательным — для реальной отмены виз его должны поддержать Евросовет и Европарламент.

Вполне возможно, что это жест доброй воли в отношении Турции, но Брюссель продолжит добиваться реальных реформ турецкой политической и правовой системы. Комментирует доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули.

Александр Тэвдой-Бурмулидоцент Кафедры европейской интеграции МГИМО«Турция совершенно однозначно не сможет за такой короткий срок принять все условия, которые требуются. Тем более что среди них есть сложно выполнимые. В частности, относительно смягчения антитеррористического законодательства и относительно налаживания сотрудничества с Кипром. Это сложновато выполнить, естественно, турки к этому не вполне готовы. ЕС в лице Еврокомиссии, действительно, похоже, готов пойти на уступки Турции. Но рекомендации комиссии не являются актом окончательной силы. Рекомендации комиссии будут рассматриваться в Совете ЕС странами Евросоюза. И как решит Совет ЕС, так оно и будет. Пока нет очевидности в этом вопросе — что все страны ЕС захотят пойти комиссии навстречу. Пока это лишь просто позиция комиссии, но Турция может считать, что ей, в каком-то смысле пошли навстречу».

По данным миграционной службы ЕС, за прошлый год по турецкому маршруту в Европу перебралось почти 900 тысяч нелегальных мигрантов.

Именно благодаря этой критической ситуации Брюссель готов закрывать глаза на многие недостатки Турции, отмечает немецкий политолог Александр Рар.

Александр Раржурналист, политолог«В Европе происходят удивительные, сенсационные вещи. Десятилетиями туркам не давали даже возможности стучаться в европейские двери. Они всегда получали один отказ за другим. По вопросам виз, по вопросам привилегированных отношений с ЕС. Сейчас все преграды убраны, потому что Евросоюзу Турция нужна как страна, которая держит на замке границу с Еврсосоюзом. Европа, действительно, платит большую финансовую цену Турции за то, что она является этим замком. Но также и моральную, и политическую цену. За что, конечно, правительство Германии и некоторые другие правительства в Европе будут критиковать. Но все равно Меркель и другие лидеры ЕС считают, что только такой политикой можно решить более горячий и опасный вопрос, чем права человека в Турции и демократизация Турции — остановить поток беженцев в Европу, который может просто захлестнуть Европу».

В конце апреля Дональд Туск заявил, что ЕС этим летом выделит Турции 1 млрд евро в рамках миграционного соглашения, при этом он отметил, что страна в плане приема беженцев стала хорошим примером для всего мира.

Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу подчеркнул, что миграционное соглашение между Турцией и ЕС не будет выполняться без либерализации визового режима для турецких граждан.