«Роснефть» поставила первую в своей истории партию сжиженного природного газа (СПГ). Получателем стал Египет, контракт с которым был заключен еще в прошлом году.

Раньше исключительное право на экспорт СПГ было только у «Газпрома». Но в 2013 году президент Владимир Путин подписал закон, благодаря которому его также получили «Роснефть» и участники проекта «Ямал СПГ». Похоже, что в будущем масштаб поставок увеличится, потому что не только Египет готов покупать СПГ «Роснефти», говорит замгендиректора по инвестициям ИК «Универ Капитал» Дмитрий Александров:

Дмитрий Александровначальник аналитического отдела компании «Универ Капитал»«Роснефть» здесь сможет масштабировать свои поставки. Учитывать нужно то, что это могут быть поставки не обязательно собственного газа и могут очень широко использоваться операции своп, особенно после того как «Роснефть» будет самостоятельно продавать через агентские соглашения свой газ на европейском рынке. Как раз есть очень широкие возможности для того, чтобы работать и на европейском рынке, и на рынке Северной Африки, и Ближнего Востока, и, наверное, основным рынком для «Роснефти» в перспективе все-таки может стать рынок Юго-Восточной Азии. Прежде всего, Китай, Корея, Япония как основные центры, которые формируют в этом регионе спрос на сжиженный природный газ».

«Газпром» уже выражал свое недовольство новыми правилами, по которым поставлять СПГ за рубеж может не только газовая монополия. В руководстве компании заявляли, что это ослабило позиции газового гиганта в переговорах с Китаем по поводу поставок российского голубого топлива.

О том, как начало поставок «Роснефти» влияет на соотношение позиций компаний, рассуждает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников РФ Рустам Танкаев:

Рустам Танкаевведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России«Когда в России существует монополия на экспорт газа и она принадлежит «Газпрому», конечно, другие компании, в том числе и «Роснефть», не в состоянии развивать газовый бизнес на территории России — я имею в виду бизнес, ориентированный на экспорт. «Роснефть» обеспечивает примерно 10% внутреннего потребления газа России, но за рубежом активность «Роснефти» на газовом рынке намного выше. Во Вьетнаме компания занимает четверть газового рынка. Я должен заметить, что у нас есть семь крупных проектов по строительству портов для торговли сжиженным природным газом, но из них реализуются только три, потому что у «Газпрома» на эти проекты не хватает денег, привлечь банковские средства другие компании не могут, потому что нет возможности написать нормальное технико-экономическое обоснование этих проектов до тех пор, пока не будет отменена монополия «Газпрома», но готовиться к этому необходимо. И «Роснефть», естественно, к этому готовится. И тот шаг, который мы видим сейчас по поставкам сжиженного природного газа в Египет, — очень важный на этом пути».

Отметим, что «Роснефть» пока не имеет собственных мощностей по сжижению газа. Египетская сделка станет перепродажей газа, купленного у других производителей. Сейчас в планах «Роснефти» — два СПГ-проекта: «Дальневосточный СПГ» и «Печора СПГ».

Тем временем, Минэнерго выступило с инициативой создания Единого инжинирингового центра для разработки российских технологий производства СПГ. Ему планируется предоставить финансовую поддержку для выхода на мировой рынок.

Предложение министерства уже направлено в правительство, передает «Интерфакс» со ссылкой на неназванный источник. Нужен ли нам такой центр? Говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.

Михаил Крутихинпартнер консалтинговой компании Rusenergy«Рынок большого сжиженного природного газа мы как-то упустили. Гигантское количество проектов в Австралии, в США, в Канаде, в других странах собираются вводить в строй в течение двух-трех лет. И на рынке сжиженного природного газа, на глобальном, уже сейчас начался сильный переизбыток. Если сейчас объем рынка 330 млн тонн в год, то через два-три года к ним добавятся еще 150-160 млн тонн в год. На фоне такого переизбытка выходить на рынок с экспортными проектами сжиженного природного газа, начиная их, фактически, с нуля, коммерческого смысла абсолютно не имеет. Если имеется в виду использование российских технологий, инженерных решений для маломерного, малотоннажного сжиженного природного газа, то тут как раз есть очень большое поле для деятельности. Но, на мой взгляд, вместо того, чтобы создавать гигантскую бюрократическую структуру опять, которая будет в наших условиях сопряжена попросту с распилом бюджета и с коррупцией, я думаю, следовало бы поощрить те небольшие компании, которые занимаются как раз разработкой таких технологий и практическим их применением».

Сколько времени и денег потребуется на создание Единого инжинирингового центра для разработки российских технологий производства СПГ, не уточняется.