В ходе саммита звучали самые разные заявления в адрес России. Достаточно жестким стало выступление британского премьера, который сказал, что альянс должен вести диалог с Россией «с позиции единства и силы вокруг проблемы Украины». Как выразился Дэвид Кэмерон, надо «ясно представлять, что там произошло: границы в Европе были силой перечерчены одной державой, и Европа, и НАТО должны жестко этому противостоять».

Президент Франции Франсуа Олланд, напротив, демонстрировал готовность налаживать отношения с Москвой. По его словам, НАТО «не ищет новых противников, и альянс намерен сказать об этом России» на предстоящей встрече Совета Россия-НАТО 13 июля в Брюсселе.

На саммите было объявлено, что система ПРО в Европе выведена на начальный уровень готовности. Это означает, что американские корабли в Испании, радар в Турции и перехватчики в Румынии теперь могут работать вместе под командованием НАТО.

Европейскую ПРО решено включить в систему сдерживания альянса. Также лидеры альянса договорились о размещении ограниченного контингента у российской границы и расширении присутствия в Черноморском регионе. Но никаких существенных угроз России эти решения не создают. Говорит руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов.

Алексей Арбатов руководитель центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН «Размещение четырех тысяч военнослужащих в странах Балтии и Польше — это символический жест, который никакой военной угрозы для России не представляет. Шаги по деэскалации напряженности будут приняты. Потому что все профессиональные аналитики понимают, что это размещение — символический жест. И, в общем, на этом можно остановиться и начать с двух сторон согласованное понижение военной активности, сокращение вооруженных сил. В конечном итоге, даже отвод их от общих границ».

Барак Обама заявил, что предстоящее заседание Совета Россия-НАТО не означает, что кризис в отношениях остался позади. По словам президента США, Россия «нарушила территориальную целостность и суверенитет европейской страны и проводила провокационные акции в отношении членов НАТО». Обама подчеркнул, что возвращение к нормальным отношениям будет возможно, когда Россия выполнит Минские соглашения. Он не стал говорить о том, что ждет от самого заседания Совета Россия-НАТО. Есть надежда, что на встрече в Брюсселе Россия и альянс договорятся хотя бы о техническом взаимодействии. Так считает главный редактор Carnegie.Ru Александр Баунов.

Александр Баунов главный редактор Carnegie.ru «Я надеюсь, что удастся. Потому что технический инцидент — это самое опасное, что там может случиться. Потому что после этого невозможно будет говорить о диалоге, деэскалации, разрядке и т.д. Вроде бы, произойдет вещь, которую никто не хотел и после которой как раз весь этот обмен дружелюбными сигналами и возвращение к нормальности просто будут невозможны. Как было невозможно делать вид, что ничего не произошло между Россией и Турцией семь месяцев назад. Другое дело, что с нашей стороны, например, есть голоса, которые намекают на то, что хорошо бы, мы так здорово силу показали на Украине, потом в Сирии. Давайте мы теперь и в Балтийском море никого не испугаемся. Но это пока не то, чтобы мнение всех в руководстве».

Лидеры «Большой пятерки» стран НАТО договорились на саммите в Варшаве, что санкции против России будут сняты, когда она исполнит все обязательства по минским соглашениям. В Москве не раз заявляли, что Россия не является стороной конфликта на востоке Украины. Что интересно, никакой реакции официальной Москвы на итоги саммита НАТО в Варшаве, по крайней мере, в первые несколько часов после его завершения, не последовало. Может быть, нечего комментировать. А может быть, просто суббота — нерабочий день.