ОБНОВЛЕНО 13:04

Спустя шесть лет после авиакатастрофы в Смоленске Польша готовит новые обвинения российским диспетчерам. Об этом заявил глава комиссии по расследованию авиапроисшествий Вацлав Берчиньский. По его словам, Польша подозревает диспетчеров в умышленном доведении рейса до катастрофы в воздухе.

Выступая в эфире польского телевидения, Берчиньский заявил: «У нас есть запись, которая отличается от того, чем мы располагали ранее. Также она отличается от записей с вышки и самолета, которые у нас есть. Налицо противоречия». Он указал, что у Варшавы есть «записи непосредственно с вышки» в Смоленске. Диспетчеры, по его версии, неверно сообщили экипажу расстояние до начала полосы. По утверждению главы комиссии, это расстояние было «значительным и могло повлиять на процесс приземления и привести к катастрофе».

Новые сведения о катастрофе под Смоленском периодически оглашаются польской стороной. Политолог, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что такие шаги со стороны Польши — это орудие политической борьбы.

Евгений Минченко президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» «Партия наследников Качиньского монополизировала сегодня и исполнительную, и законодательную власть, и один из базовых пунктов — это антироссийская риторика, основанная в том числе на этой трагедии. Этого следовало ожидать, потому что и в ходе избирательной кампании еще в прошлом году представители партии «Право и справедливость» обвиняли российские власти в гибели польской делегации. Думаю, что никаких реальных фактов там нет, скорее, это в большей степени политизированная история, чем то, что имеет под собой какие-то реальные основания».

Ситуацию прокомментировал аналитик, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Сначала надо бы узнать, каковы источники. Вряд ли Межгосударственный авиационный комитет, завершив расследование, передал польской стороне какую-то иную запись. Что же касается доведения до катастрофы самого обвинения, то я не думаю, что действительно диспетчеры могли допустить какую-то серьезную ошибку, вряд ли они могли действовать умышленно. Насколько мне известно, они предлагали экипажу выполнить посадку в другом аэропорту, предупреждали о сложных метеоусловиях, о том, что аэродром не особо оборудован системами посадки, но в любом случае, обвинять диспетчеров даже по международным авиационным правилам не правильно и не правомочно, потому что окончательное решение по всем законам, международным правилам гражданской авиации, принимает экипаж. Польская сторона никак не хочет согласиться с версией, что катастрофа произошла из-за неверно принятого решения экипажем, из-за ошибки экипажа. Вы знаете, как много было версий и про происки спецслужб, и другие различные версии и предпосылки катастрофы были заложены еще значительно раньше, еще до вылета этого самолета, потому что Качиньский летел на церемонию, которую должны были транслировать на всю Польшу — прямой эфир, телеканалы, выборы, и, конечно, было желание любой ценой успеть».

Мнение в беседе с Business FM также высказал независимый польский журналист Зыгмунт Дзенцёловский:

Зыгмунт Дзенцёловский независимый польский журналист «Сторонники этой первой, патриотической версии сейчас находятся у власти. Как только они пришли во власть, старая комиссия по расследованию авиакатастрофы, которая сделала свои заключения, была расформирована. Учредили новую комиссию с новым начальником, с новыми экспертами, которая все время говорит, что что-то там находит. Это, скорее всего, внутренняя политическая борьба, это не какое-то оружие для борьбы с Россией. Россия — полезный враг, эта история имеет глубокие корни в польской внутренней политической обстановке. Тут, в Польше, высказывались многие серьезные политики, лидеры оппозиционных партий. Депутаты из других политических партий высказывали сомнения, говорили: положите доказательства на стол. Здесь идет такое подогревание атмосферы, но мы боимся, зная всю эту обстановку, все, что произошло в Смоленске, я лично не ожидаю какой-то сенсационной информации, которая позволит утверждать, что именно диспетчеры, направляя, доставляя сознательно ложную информацию, довели пилота до того, что он принимал неверные решения. В польских СМИ есть еще другая масса историй, косвенно связанных с авиакатастрофой, но это не новые улики, это некоторая политика правительства, направленная на то, чтобы увековечить достижения президента Леха Качиньского. Конечно, это освещается, но одновременно довольно много голосов скептических. Бывший депутат, известный польский юрист, с некоторой насмешкой высказался вчера обо всем этом. Это такая внутренняя политическая игра. Вообще, часть населения глубоко верит, что гибель самолета и 96 людей — это следствие сговора, потому что в простом уме никак не может уложиться, что самолет, который летит, сопровожденный всякими приоритетными процедурами, он же борт № 1, вдруг падает. Вы можете поверить, что он падает из-за какого-то стечения обстоятельств? Конечно, нет. Учитывая эти сложные политические отношения с Россией, мифологему, связанную с катыньскими убийствами, это все подталкивает людей искать в этом какой-то сговор, страшный сговор, исторических масштабов. Мне кажется, что нет, и довольно в стране преобладает мнение, что это была просто авиакатастрофа, авиакатастрофа — это всегда стечение разных обстоятельств».

Ранее в деле была лишь запись диалога между вышкой и упавшим Ту-154. Ожидается, что 15 сентября члены новой комиссии встретятся с представителями СМИ и представят первые итоги своей работы.