Обновлено 10:36

Вопреки просьбе следствия, суд отказался заключить в СИЗО бывшего гендиректора АНО «Седьмая студия» Юрия Итина в рамках дела о хищении почти 200 млн рублей, выделенных Минкультом на развитие и популяризацию современного искусства. Подозреваемый помещен под домашний арест на два месяца. В то же время суд продлил на 72 часа срок задержания бывшему главбуху «Седьмой студии» Нине Масляевой.

Первым в четверг дежурный судья Пресненского суда Мария Кудряшова рассматривала ходатайство СК по Москве об аресте Нины Масляевой. Заседание прошло в отсутствие журналистов, которых просто забыли позвать на процесс. При оглашении судьей решения выяснилось, что следователь ГСУ СК по Москве просил отложить заседание на 72 часа, чтобы предоставить суду дополнительные доказательства, подтверждающие необходимость заключения подозреваемой в СИЗО, а также характеризующие ее данные. Защитник Масляевой Павел Тепухин не возражал против отсрочки. Позже он сообщил Business FM, что намерен просить о домашнем аресте для своей клиентки, которая пошла на сотрудничество со следствием. Она прописана в Брянске, откуда защитнику необходимо получить документы. В итоге слушание отложили на 28 мая, продлив подозреваемой срок задержания. Однако, как сообщила позже пресс-секретарь суда Анастасия Пылина, скорее всего, суд вернется к рассмотрению вопроса о мере пресечения Масляевой раньше — 27 мая.

После этого в зал завели бывшего начальника Масляевой — экс-гендиректора АНО «Седьмая студия» Юрия Итина. Поддержать его приехали жена и дочь. 51-летний подозреваемый сообщил, что имеет на иждивении двух детей, а сейчас является директором театра имени Федора Волкова в Ярославле.

Следователь СК РФ по Москве заявил, что Итин находится в статусе подозреваемого в рамках возбужденного 19 мая дела о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). В нем идет речь о хищениях бюджетных средств через компанию «Седьмая студия», которая была учреждена в 2011 году худруком «Гоголь-центра», режиссером Кириллом Серебренниковым. Он проходит по делу как свидетель.

Печать фиктивной фирмы и телефонные переговоры

По словам следователя, о причастности Итина к инкриминируемому преступлению свидетельствуют собранные доказательства. К таковым сыщик отнес показания свидетелей, среди которых прозвучала и фамилия Серебренникова. Его следователи допросили 23 мая и отпустили под обязательство о явке. Следователь просил заключить подозреваемого в СИЗО. «Следствие располагает данными о действиях Итина, направленных на сокрытие следов преступления», — сказал он. Представитель СКР Москвы также добавил, что в ходе обыска дома у Итина в Ярославле оперативники нашли печать фиктивной организации, которую «Седьмая студия» использовала для хищений. Кроме того, следствие располагает записями прослушивания телефонных переговоров фигуранта, в ходе которых обсуждались обстоятельства изготовления поддельных договоров услуг «Седьмой студии».

В свою очередь, прокурор заявил, что Итин заинтересован в оказании давления на соучастников с тем, чтобы они изменили показания в его пользу. «Избрание ему меры пресечения, не связанной с лишением свободы, считаю невозможной», — сказал прокурор.

Сам Итин настаивал, что никаких хищений не совершал. Он заметно волновался и постоянно вытирал пот со лба. Задержанный винил себя в том, что допустил халатность, не проконтролировав действия своих подчиненных, так как работал в двух местах. «Я не признаю факт хищения денежных средств, так как ни с одной подрядной организацией я не вступал ни в какие отношения, не вел переговоров», — убеждал он судью. Деятель культуры обмолвился, что лишь выдал доверенность продюсеру и управляющей компании. «Все три года я находился в Ярославле и оперативное руководство «Седьмой студией» не осуществлял», — говорил он. Итин добавил, что готов сотрудничать со следствием. Снимающий квартиру в Ярославле, но прописанный Москве на Кировоградской улице фигурант готов был отправиться под домашний арест в своей квартире в столице.

Его адвокат Юрий Лысенко попросил отложить слушание на 72 часа для того, чтобы он собрал документы, характеризующие личность клиента. Но и список тех документов, которые уже в четверг представил суду адвокат, оказался довольно внушительным. В частности, Итин оказался заслуженным деятелем культуры, был награжден Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», имел множество благодарностей и грамот. Перечисление всех заслуг деятеля культуры заняло целых полчаса. Адвокат передал судье заключение о том, что у Итина имеется заболевание сердечно-сосудистой системы, что его клиент перенес инсульт и нуждается в лечении. Лысенко просил дать ему время, чтобы изучить материалы следствия. Перерыв растянулся на два часа, а слушание продолжилось после восьми вечера, когда суд уже официально закрыл двери для посетителей.

Изюминки следственной мысли

Защитник утверждал, что попытка избрать Итину меру пресечения «ничего общего с законностью не имеет», а его клиент был задержан с нарушениями УПК. Адвокат рассказал, что фактически директора ярославского театра задержали 22 мая в 21:30 в аэропорту «Шереметьево», откуда тот собирался вылететь в командировку в Омск. По словам юриста, Итина доставили под конвоем в Ярославль, где у него на съемной квартире и на работе провели обыски. Протокол же задержания следователи оформили лишь в ночь на 24 мая. «Таким образом, 48 часов, которые даются законом на задержание, давно истекли. А конституционное право человека на свободу передвижения были грубейшим образом нарушены!», — выступал защитник.

Он высказался с иронией о доводах следствия. В частности, о том, что его подзащитный может вступить в сговор с «пока не уставленными соучастниками». «Такого шедевра я еще никогда не видел!» — негодовал Лысенко, добавив, что никто из свидетелей не указал на его клиента как на лицо, совершившее преступление. По словам защитника, после задержания следователя «ломали» 19-летнюю дочь Итина Марину, показывая ей распечатки телефонных разговор с отцом. «Таким бесчеловечным путем они пытались добиться, чтобы дитя дало показания на родного отца! Наверное, у них получилось», — заметил юрист. Он отметил, что в телефонных разговорах фигурировала не только дочь, но и жена Итина, которые решили не сообщать главе семейства о финансовых проблемах «Седьмой студии» из-за его больного сердца. «Шедевром и изюминкой следственной мысли» адвокат назвал оперативные данные о том, что подозреваемый может скрыться или помешать расследованию с помощью «административного ресурса и коррупционных связей». «Какой ресурс, какие связи?! Он имеет благодарность от президента и губернатора Ярославской области. Это что, коррупционные связи?», — вопрошал защитник. В случае если суд не отложит процесс, Юрий Лысенко просил отклонить ходатайство СК и предложил в качестве альтернативы домашний арест.

Сам задержанный заверил, что не оказывал и не собирается ни на кого оказывать давления. «Я консультировался по поводу проведения налоговой проверки и не более того», — объяснил он содержание телефонных переговоров.

Недолго пробыв в совещательной комнате, судья Мария Кудряшова отклонила ходатайство о заключении Итина в СИЗО. С учетом данных о личности и состояния здоровья она отправила подозреваемого под домашний арест в его квартире на Кировоградской улице до 19 июля. Защитник не скрывал, что рад решению суда. Юрий Лысенко назвал его «единственно законным решением», отметив, что его клиент под домашним арестом сможет получать необходимую медпомощь. В этой связи защита скорее всего, не будет обжаловать принятое решение. Говоря об уголовном деле, адвокат заявил Business FM, что его клиент ничего не знал о хищениях. «Он узнал о них только, когда его пригласили в Следственный комитет», — сказал он.

Фиктивные услуги

27 мая следователи собираются не только поставить перед судом вопрос о мере пресечения Нине Масляевой, но и предъявить ей официальное обвинение. Ее адвокат Павел Тепухин не исключил, что его клиентка может заключить сделку со следствием. «Да, она признает вину. А куда ей деваться? Она 1959 года рождения. Она больная женщина, у нее гипертония и сахарных диабет, и тем более она была просто рабочей лошадью», — так объяснил он Business FM решение подозреваемой сотрудничать со следствием. По мнению защитника, это является логичным, ведь инкриминируемая Масляевой статья грозит заключением на срок до десяти лет. Впрочем, адвокат пока не знает, полностью ли признает его клиентка вину или частично. В последнем случае сделка со следствием, которая позволит рассмотреть дело в особом порядке (в этом случае фигурант вправе рассчитывать на меньший срок) исключается.

По версии следствия, экс-генеральный директор АНО «Седьмая студия» Юрий Итин и бывший главный бухгалтер данной организации Нины Масляева совершили хищения почти 200 млн рублей, выделенных государством на развитие и популяризацию искусства Российской Федерации. Деньги были украдены в 2011-2014 годах по поддельным договорам об оказании услуг. В частности, следствие выяснило, куда ушли 1 млн 286 тысяч рублей в 2014 году. Тогда учредитель «Седьмой студии» Кирилл Серебренников и занимавшая должность директора департамента Минкульта Софья Апфельбаум и заключили договор. В соответствии с ним, организация получила субсидию в размере 66,5 млн рублей «на поддержку развития и популяризации современного искусства в рамках проекта «Платформа». Из выделенной суммы 1 млн 286 тысяч рублей были перечислены руководством «Седьмой студии» на счет фиктивной фирмы ООО «Инфостиль», которую возглавлял некий Сергей Овчинников. Компания, как прозвучало в суде, должна была потратить деньги на пошив театральных костюмов для некоего фестиваля. Однако средства не были использованы по назначению, а в Министерство культуры отправили сфальсифицированную отчетность о проведении мероприятия. В настоящее время гендиректором «Седьмой студии» является помощник Серебренникова по «Гоголь-центру» Анна Шалашова. Следователи пытались ее допросить, однако следственные действия прервали из-за того, что женщине стало плохо.

В министерстве культуры были в курсе расследования дела, по которому потом обыскали и допросили художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова. Как заявил глава Минкульта Владимир Мединский в интервью «Газете.ру», в ведомстве знали о расследовании хищений госсредств в созданной режиссером Серебренниковым «Седьмой студии», но происходящее, по его словам, не имеет отношения к творчеству. «Недопустимо переводить вопросы хозяйственно-финансовой деятельности в плоскость «околотворческой и околополитической истерии», — сказал Мединский.