Crossrail, британский вариант Московского центрального кольца, связавший Лондон с пригородами, дал старт строительству почти 4 млн квадратных метров недвижимости и росту стоимости жилья, находящегося в контуре его влияния, примерно на 8% в год. Впрочем, на рынок коммерческой недвижимости проект тоже оказал серьезное влияние.

Аренда лондонских офисов одна из самых дорогостоящих: два района города занимают вторую и 11-ю строчки соответствующего мирового рейтинга. Но проект Crossrail, позволив лондонцам без труда добираться до пригородов, сделал намного привлекательнее местные офисные центры, где цены куда ниже, а обстановка порой приятнее, чем у столичных собратьев.

С другой стороны, как уже отмечал член совета директоров компании Regency Project Management Данило Лацманович, в британской столице набирает обороты перевод офисов в жилье, что в условиях лондонского жилищного дефицита очень даже к месту.

Данило Лацманович член совета директоров компании Regency Project Management «Есть упрощенный режим перевода с точки зрения получения разрешения: его можно получить уведомительным способом. Таким образом, они стимулируют появление нового предложения на рынке. Насколько я слышал, на последнем урбанистическом форуме обсуждали, что в Москве тоже упростят режим получения разрешения для определенной категории объектов, в частности перевода офисов в жилье».

Впрочем, оказывается, в Англии офисная функция — вещь ветреная, как местная погода.

«В Англии это функционирует в вечном балансе. Мы наблюдали несколько десятилетий назад, когда в центре Лондона, в том же Мейфэр, переделывались офисы в жилье, и сегодня мы также наблюдаем активный редевелопмент — жилье теперь переделывают в офисы. Такой вечный круговорот».

Интересно, в какой точке круговорота сейчас находится Москва, в которой и офисов, и жилья — с запасом.