МЦК — локомотив жилищного строительства
Лента новостей
По прогнозам, вблизи станций Московского центрального кольца могут построить до 2 млн квадратных метров жилья. А как на рынок недвижимости повлиял лондонский прототип МЦК Crossrail?
Московское центральное кольцо — крупнейший состоявшийся транспортный проект столицы последнего времени, но споры о его влиянии на развитие рынка недвижимости идут до сих пор. Возможно, есть смысл провести параллели с Crossrail — самым масштабным инфраструктурным проектом Великобритании после Второй мировой войны.
Стартовавший в 2009-м Crossrail — британское МЦК, которое сделало более удобным передвижение по Лондону, а главное, связало столицу с пригородами. Было проложено 100 километров путей — почти вдвое больше, чем МЦК, и построено 40 станций — у МЦК 31. Проект стимулировал строительство трех с четвертью миллионов квадратных метров недвижимости. Вокруг МЦК же может появиться около 2 млн «квадратов».
Как отмечает член совета директоров компании Regency Project Management Данило Лацманович, появление Crossrail сказалось не только на строительных объемах, но и на ценах, что отчасти связано с дефицитом жилья.
Данило Лацманович член совета директоров компании Regency Project Management «Это статистика с 2009 года, когда урезалось финансирование банками девелоперов на строительство жилья, у них спрос превышает предложение где-то на 100 тысяч единиц в год. В основном, как вы понимаете, все, что строится в Лондоне, — это one-bedroom, по нашим меркам двухкомнатная квартира, ценник начинается от 700 тысяч фунтов. Напомню, что средняя зарплата в Великобритании — порядка 27-30 тысяч фунтов, и есть достаточно много государственных программ поддержки строительства доступного жилья, которое стоит 100-300 тысяч фунтов. В этой связи рост цен на недвижимость на загородных участках Crossrail ожидается 8% в год до 2020 года».
В целом ряде городов этот рост уже идет опережающими темпами, отмечает Данило Лацманович: во многом это не просто проекты девелопмента, но и проекты по переводу офисов в жилье.