Россия не будет признавать решения Европейского суда по правам человека. Об этом 9 октября заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Такое произойдет, если Россия не будет участвовать в выборах председателя Парламентской ассамблеи Совета Европы.

Свои слова Матвиенко объяснила тем, что депутаты ПАСЕ выбирают судей ЕСПЧ. «И они уже хорошо осознают, что без участия российской делегации в голосовании все эти лица не будут полностью легитимными», — подчеркнула глава Совета Федерации. Россию лишили права голоса в этой организации за вмешательство в дела Украины еще в 2014 году.

Председатель ПАСЕ, член сената Испании от Валенсии Педро Аграмунт 6 октября ушел в отставку. Сейчас будет избран временный председатель, а в новом году — постоянный. Россия хочет принять участие в выборах, но не может, так как лишена права голоса. С этим и связаны заявления Валентины Матвиенко, которые не могут не тревожить. Непризнание решений ЕСПЧ автоматически будет обозначать, что Россия денонсирует Европейскую конвенцию о правах человека или фактически из нее выйдет. Москва будет вынуждена отозвать своего представителя в ПАСЕ и выйти из Совета Европы.

Неминуемы и иные последствия, связанные с членством в других договорах и международных институтах. Фактически речь будет идти о кардинальной смене всего внешнеполитического курса. Можно с трудом представить себе, что Россия решится на такой шаг, считает профессор МГИМО Валерий Соловей:

Валерий Соловей профессор МГИМО, доктор исторических наук «Это будет означать политику самоизоляции РФ. Но самое главное, это будет означать, что Россия потеряла вообще всякую надежду на снятие санкций. Она уходит в позицию глухой обороны. Это может вызвать за собой цепную реакцию. Россия может поставить некие ограничения для своей деятельности в ОБСЕ. Это было бы похоже на то, как в свое время после хрущевского демарша мы покинули ООН, и это обернулось против нас. Я думаю, что этот опыт нашим дипломатам хорошо запомнился».

Можно предположить, что то, что заявление сделала именно Валентина Матвиенко, совсем не случайность. С одной стороны, по своему статусу она третий человек в государстве после президента и председателя правительства. Однако в полномочиях председателя Совета Федерации внешняя политика, помимо представительских функций верхней палаты, не значится. Такие полномочия есть только у президента и министра иностранных дел. Это, скорее, можно воспринимать как некий сигнал и даже в некотором смысле подобие ультиматума, не имеющего, однако, никакой официальной силы, говорит генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов:

Андрей Кортунов генеральный директор Российского совета по международным делам «Россия пытается как-то усиливать давление на ПАСЕ, чтобы заставить эту организацию серьезно рассмотреть предложения о реформе Парламентской ассамблеи. Сейчас это заявление совпало с уходом в отставку председателя Парламентской ассамблеи, который считался человеком, понимающим российские интересы. Это очередной ход в уже довольно длительной игре между Россией и ПАСЕ, и вряд ли это можно воспринимать как точку в этой дискуссии».

Уход Педро Аграмунта со своего поста связан со скандалом, который разразился на апрельской сессии ПАСЕ, когда выяснилось, что он месяцем ранее ездил в Сирию вместе с российской парламентской делегацией. Даже звучали требования объявить Аграмунту вотум недоверия, но, поскольку регламент такого не предусматривает, все обошлось «увольнением по собственному желанию».