Обновлено в 23:40

Путин, Эрдоган и Роухани провели переговоры в Сочи. Благодаря усилиям России, Ирана, Турции удалось предотвратить распад Сирии, не допустить ее захвата международными террористами, заявил российский президент по итогам переговоров.

Владимир Путин президент Российской Федерации «Благодаря усилиям России, Ирана и Турции удалось предотвратить распад Сирии, не допустить ее захвата международными террористами, избежать гуманитарной катастрофы. По боевикам в Сирии нанесен решающий удар, и появился реальный шанс положить конец многолетней гражданской войне. Можно с уверенностью констатировать, что мы подошли к новому этапу, открывающему возможность приступить к реальному политическому процессу урегулирования. Сирийскому народу предстоит самому определить свое будущее, согласовать принципы государственного устройства. Очевидно, что процесс реформирования будет непростым, потребует компромиссов и уступок со стороны всех его участников, включая, разумеется, и правительство Сирии. Рассчитываю, что Россия, Иран и Турция вместе приложат самые активные усилия, чтобы сделать эту работу максимально продуктивной».

Ни в выступлении российского президента, ни в выступлениях его гостей — Реджепа Эрдогана и Хасана Роухани — не звучало упоминаний других стран в связи с сирийским процессом. Что вполне объяснимо, однако только силами трех стран наладить жизнь в Сирии вряд ли удастся, считает руководитель исследований в Институте диалога цивилизаций Алексей Малашенко.

Алексей Малашенко руководитель исследований в Институте диалога цивилизаций «После такой встречи обязательно нужно позитив. И позитив был дан, во всяком случае, на словах. А вы хотите, чтобы Путин начал говорить, что переговоры ничем не закончились? Если уж он куда-то ездит, то он оттуда должен вернуться победителем. Это однозначно. Если ему поверить, то это замечательно, поскольку и Турция, и Иран, и Россия, и весь мир заинтересованы в том, чтобы Сирия осталась единым государством. Поэтому что если посыпется Сирия, то посыпятся все остальные. Но, тем не менее, Сирия делится на зоны влияния. Там — Россия, тут — Иран, там — турки, тем более что есть курды. Поэтому это будет не та Сирия, которая была раньше. Это будет Сирия, которая, так или иначе, будет поделена на зоны влияния. Заметьте, я говорю не про ИГИЛ, которое пока еще барахтается, я не говорю про влияние Саудовской Аравии. Я не говорю про курдов, но дай Бог, если хотя бы четверть его будет реализована. Там многополярный мир. Помимо Турции, Ирана, России, там есть Саудовская Аравия. Я уже не говорю про Запад, который сейчас помалкивает и ехидно подмигивает, думая, что получится у этих русских. Кто будет за это платить деньги? Мы из нашей пенсии, или иранцы, у который тоже не самые счастливое положение? Или турки, Эрдоган, который больше всего заботится о собственной стране? Непонятно, кто будет платить. Предположим, саудовцы заплатят какую-то часть, но на их условиях. Их условия — чтобы Башар ушел. Западники будет платить, а на каких условиях? Поэтому, несмотря на это хорошее заявление, дай Бог, чтобы Сирия осталась формально в этих границах. Все только-только начинается».

Согласно оценкам, сделанным Всемирным банком в прошлом году, восстановление Сирии от разрушений, нанесенных военными действиями, обойдется в сумму от 150 до 180 млрд долларов.