Борис Джонсон сравнил Россию со Спартой времен Пелопоннесской войны. Такое неоднозначное заявление глава британского МИД сделал в интервью газете The Sunday Times за несколько дней до визита в Москву:

Борис Джонсон глава британского МИД «Россия не была так враждебна Великобритании и в целом западным интересам с момента окончания «холодной войны». Я читал историю Фукидида о Пелопоннесской войне. Для меня очевидно, что Афины и их демократия, открытость, культура и цивилизация — это аналог США и Запада. Россия для меня всегда была закрыта, противна, милитаристична и антидемократична, как Спарта. Был момент надежды и перемен. После падения Берлинской стены показалось, что ситуация может измениться. Теперь кажется, что это была полная иллюзия».

Пелопоннесская война стала крупнейшей войной между объединениями греческих городов-государств — Пелопоннесским союзом во главе со Спартой и возглавляемым Афинами Делосским союзом. По итогам противостояния Афины потерпели поражение и уступили Спарте гегемонию в регионе.

Сравнение Джонсона уже прокомментировала на своей странице в Facebook официальный представитель российского МИД Мария Захарова. По ее мнению, сравнение некорректное и Джонсон, по сути, конечно, не прав. Но в одной параллели она с ним соглашается: войны Афин и Спарты ослабили античную Грецию, чем воспользовались персы и македонцы. Сегодняшние распри, которые посеял и активно взращивает Запад, в частности, в Европе, безусловно, ослабляют саму западную цивилизацию и делают ее уязвимой перед лицом таких угроз, как, например, «Исламское государство» (запрещена в России), полагает Захарова.

Владимир Брутер эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований «Все это пустые и совершенно ничего не значащие слова, которые, в общем, политик такого уровня желательно вообще не должен никогда произносить. Это говорит о том, что в действительности у него нет предложений, но есть желание, скажем так, улучшить свои позиции применительно к тому, о чем будет идти обсуждение. Что касается визита и переговоров, Россия всегда будет вести переговоры, в том числе со своими политическими оппонентами, это совершенно нормально. Мы считаем, что в этом мире гораздо больше всех объединяет, чем разъединяет, и вести переговоры нужно. В отличие от Бориса Джонсона Россия не выдвигает вот таких нелепых, на мой взгляд, идеологических месседжей и не рассказывает о том, что она видит смысл противостояния с Западом в культуре двухтысячелетней давности или трехтысячелетней давности. На мой взгляд, такая постановка вопроса просто смешна, и хорошо, что Россия этого не делает. А что касается визита, то Борис Джонсон уже несколько раз собирался, несколько раз его отменял, но я надеюсь, что на этот раз он будет более последовательным».

Несмотря на неоднозначное сравнение России со Спартой, Борис Джонсон заявил о необходимости вести диалог с Москвой, но с осторожностью. «Мы должны сотрудничать, чтобы разгромить исламский терроризм», — сказал министр. Кроме того, в интервью Sunday Times Джонсон высказался по поводу вмешательства Москвы в «Брекзит». По словам Джонсона, нет никаких доказательств того, что Россия как-то повлияла на итоги референдума о выходе Британии из ЕС. Однако есть некоторые свидетельства того, что в Facebook была российская пропаганда, отметил глава британского МИД.

Известно, что Борис Джонсон собирается посетить Россию на следующей неделе. Точной даты визита нет, но, по информации Sunday Times, он прилетит в Москву 21 декабря.