США подверглись критике за созыв экстренного заседания Совета Безопасности ООН, посвященного протестам в Иране. Ранее с таким требованием выступила постпред США в ООН Никки Хейли.

Массовые демонстрации недовольных высокой инфляцией, властью исламского духовенства и внешней политикой страны стали крупнейшими в Иране с 2009 года. В результате столкновений погиб как минимум 21 человек.

Однако еще 3 января иранские власти объявили об окончании протестов. На вчерашнем заседании Совбеза Хейли назвала акции в Иране «мощным выступлением смелых людей». Перевод «России-24»:

«В 2009 году мир пассивно стоял в стороне, когда надежды иранского народа сокрушались правительством. В 2018 году мы не будем молчать. Иранский народ вновь вышел на улицы, он просит то, в чем ни одно правительство не может ему отказать на законных основаниях: права и свободы. Если базовые принципы этой организации значат хоть что-нибудь, мы не только услышим эти просьбы, мы ответим на них. Иранский режим теперь взят на карандаш: мир будет смотреть за тем, что вы делаете».

Однако США подверглись резкой критике со стороны представителей ряда стран в Совбезе. Постпред Ирана заявил, что Америка злоупотребляет своими полномочиями постоянного члена совета. Представитель Франции сказал, что недавние протесты в Исламской Республике хотя и вызывают обеспокоенность, но не ставят под угрозу международный мир и безопасность.

Заместитель постпреда Китая при ООН У Хайтао в ходе заседания призвал не вмешиваться во внутренние дела Ирана. Представитель России при ООН Василий Небензя отметил, что попытка вовлечь Совбез во «внутренние дела» государства подрывает авторитет совета.

Небензя также заявил, что, если следовать логике США, заседание стоило бы провести также после массовых акций протеста в американском Фергюсоне в 2014 году.

Представитель РФ в совете также высказался о реальной причине созыва Совбеза — это иранская ядерная сделка, которая устраивает всех ее участников, кроме Трампа. Полное выполнение Ираном обязательств подтверждает МАГАТЭ, но США все равно вводят новые санкции.

Василий Небензя представитель России при ООН «Кстати, за это нам стоило бы поблагодарить Вашингтон, поскольку во многом из-за его энергичных, поощрительных и побудительных месседжей иранскому народу произошла консолидация иранского общества на почве антиамериканских настроений. Такое впечатление, что рационально необъяснимая аллергия на эту страну застилает глаза в оценке происходящих там событий и желаемое выдается за действительное. Истинная подоплека причин созыва сегодняшнего заседания кроется не в попытке защитить права и интересы иранского народа, а в завуалированной попытке использовать текущий момент для продолжения линии на подрыв совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы. США продолжают вводить односторонние рестрикции, которые идут вразрез с международным правом. Нас не оставляет вопрос: у вас есть какие-то иные средства в дипломатическом инструментарии, кроме санкций?»

Президент США Дональд Трамп неоднократно высказывался в поддержку протестующих в Иране. Власти Исламской Республики заявляли, что протесты связаны с «иностранным вмешательством».

Генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров считает, что протесты в стране фактически сошли на нет:

Раджаб Сафаров генеральный директор Центра изучения современного Ирана «Я абсолютно спокойно общаюсь с людьми, постоянно с Ираном. И Whatsapp работает, и Telegram. Сейчас уже самое сложное позади, власть абсолютно контролирует все. Вероятности какой-то глобальной дестабилизации уже нет. Сейчас с каждым днем ситуации выправляется, и те, которые были на улицах, уже просят прощения, каются, говорят, что ввели их в заблуждение. Ситуация однозначная. 95% населения осуждает то, что происходило. Их сильно задело, что иранский флаг подожгли, им не понравилось, что портреты духовного лидера подожгли, им не понравилось, что народное добро было испорчено. И это вызвало гнев населения. Да, все признают, что сложно жить, если хочешь иметь суверенитет, независимость. Это дорогой ценой дается. Большие страны просто стоят начеку, чтобы воспользоваться любой слабиной и овладеть такой страной, как Иран, с огромными ресурсами энергетическими, и человеческими, и геополитическими».

Профессор МГИМО Валерий Соловей считает, что после заседания Совбеза за возможными акциями в Иране продолжат следить как в ООН, так и в Штатах:

Валерий Соловей профессор МГИМО, доктор исторических наук «Тема протестов, конечно же, не закрыта для международных организаций, включая ООН, и для США, но ее будирование будет зависеть исключительно от внутренней политической динамики в Иране. Если протесты будут продолжаться и набирать силу, то США будут будировать этот вопрос в Совбезе ООН, и как постоянный член Совета Безопасности они смогут настоять на обсуждении этого вопроса в рамках ООН. Это несомненно. Я думаю, что влияние, которое заседание окажет на решение США по ядерной сделке с Ираном, будет зависеть от того, как США оценивают динамику протестов и, соответственно, их место в перспективе Ирана. Если с точки зрения США эти протесты могут привести к изменению вообще ситуации в Иране, то я думаю, что они могут сейчас воздерживаться от давления. Если же эти протесты будут подавлены сейчас, похоже, что они идут на спад, и если они будут тем паче подавлены с применением массового насилия, то США заявят о необходимости пересмотра ядерной сделки с Ираном. Это вполне естественная политика кнута и пряника. Если вы идете нам навстречу, то мы вам даем пряник, а если не хотите идти в наши объятия, упираетесь, то, конечно, мы вам будем показывать кнут. Вообще, слишком много непонятного для того, чтобы делать окончательные и уверенные выводы. Похоже, что иранские власти даже не очень понимают, что же у них там происходит. Что же говорить о наблюдателях со стороны? Это все носит крайне спекулятивный характер, тем более что США, несмотря на всю мощь своей научно-технической разведки и систем визуального наблюдения, они на самом деле не очень хорошо понимают процессы, происходящие во многих странах. Это относится не только к Ирану, но и к России, в частности».

Штаты в течение недели примут решение по ядерной сделке с Ираном. Это будет либо специальный закон, который внесет изменения в соглашение, либо это будет решение о выходе из него, заявил госсекретарь США Рекс Тиллерсон в интервью агентству Associated Press.

Совместный всеобъемлющий план действий был подписан Ираном, Россией, США, Германией, Францией, Великобританией и Китаем в 2015 году. Документ ограничивает ядерную программу Исламской Республики взамен на отмену санкций со стороны ЕС и ООН.